Разделы
Материалы

Сами все дадут. Общественные инициативы чаще получают поддержку властей

Заслужив одобрение общественности, теперь можно привлечь внимание, а иногда и заручиться поддержкой властей

В последнее время Андрей Бурдейный то и дело получает поздравления. Друзья, знакомые, коллеги звонят, пишут, восхищаются. На днях Андрею вручили грамоту от мэра, а местные власти предложили ему сотрудничество — хотят, чтобы он уже по их заказу снимал фильмы о родной Ялте.
Ролик о зимнем шторме в Крыму, после которого на Бурдейного обрушилась слава, он снял просто так, для себя. За два часа съемки продрог на ледяном ветру до костей. Уже в первые дни монохромное видео, повествующее о буйстве стихии под музыку Джека Уайта, посмотрели тысячи интернет-пользователей, за следующий месяц их число достигло почти 500 000. Отсюда и всеобщее внимание, и признание властей.

Подобная картина — сегодня не редкость. Украинцы, привыкшие считать, что хорошо результата можно достичь, только если делать что-то многочисленной командой и за большие деньги, постепенно меняют точку зрения. С помощью социальных сетей даже один творческий человек может ощутить себя в поле воином. Представители власти, крупные компании, общественные организации тоже меняют свое отношение к энтузиастам и первыми делают шаги им навстречу.

Новый ориентир
"Психанул и сделал на выходных карту киевского метро", — написал на своей Facebook-странице в ноябре 2011-го дизайнер Игорь Скляревский. Работу киевлянина оценили 458 человек, 179 прокомментировали и 77 перепостили на своих страницах. За последующие два месяца вокруг Игоря и его городской системы ориентирования сформировалось целое движение. Автора карт, схем, указателей, информационных стендов, табличек с названиями улиц хвалят, поддерживают и называют героем нашего времени. Игорь честно признается: такого успеха не ожидал. Из-за нахлынувшей популярности ему даже пришлось пересмотреть, где и как отвечать на многочисленные вопросы, теперь Игорь старается не давать интервью в офисе, чтобы не прослыть нарушителем рабочего процесса.

Причин заняться проектом у веб-дизайнера было две. Во-первых, он мечтал сделать нечто такое, что служило бы долго и существовало бы не только в интернете. Во-вторых, хотел доказать, что для создания подобной системы не обязательно привлекать десятки специалистов и платить им уйму денег. И доказал.

Хвалят систему ориентирования за то, что она читабельна, понятна, функциональна и лаконична. Создавая ее, Игорь руководствовался примерами Лондона, Берлина, Мюнхена и Нью-Йорка. И понял, например, что в столичном метро, с системы навигации по которому начался проект, заменить нужно даже электронные табло над туннелями. "Сегодня на них указано, сколько времени прошло с того момента, как уехал поезд. Но зачем мне, пассажиру, знать, когда он уехал? — рассуждает дизайнер. — Мне интересно знать, когда будет следующий".

Идея Скляревского нашла отклик не только у "рядовых" интернет-пользователей, но и в кругу людей, ответственных за будущий внешний вид столицы. Представители рабочей группы по реализации Стратегии развития Киева увидели проект в Facebook и обратились к автору. Дизайнер, до этого с трудом представлявший, как будет пробиваться через коридоры власти, немедля согласился сотрудничать. Проект представили главе Киевской городской госадминистрации Александру Попову. Он его одобрил. Теперь Игорь ходит на встречи то с представителями КГГА, то с руководством столичного метрополитена. Говорить о результативности визитов пока рано, но работа кипит. Систему ориентирования в Киеве планируют обновить до начала Евро-2012.

Жажда идей
Заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко, курирующий внедрение Стратегии развития Киева, рассказывает: "Мы вводим новую формулу: "Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай". В поисках новых идей для Стратегии участники рабочей группы регулярно мониторят интернет, в том числе и социальные сети. "Идеи есть у многих, но большинство не верит в то, что их можно реализовать", — отмечает Руслан Крамаренко и советует не скрывать своих талантов. Помимо системы ориентирования, среди проектов, взятых в работу, есть сеть велопарковок. Ее предложила Ассоциация велосипедистов Киева.

Воспринимать идеи "из народа" все чаще готовы и частные компании. Один из создателей инициативы "Зробимо Україну чистою" Юрий Пивоваренко проверил это на себе. Сегодня с добровольным движением, начавшимся с небольшого субботника в парке, сотрудничают крупнейшие украинские банки, торговые сети, рекламные агентства. Они рады присоединиться к проекту — для них это способ не только навести порядок в зеленых зонах, но и провести эффективный корпоратив.

Задача сделать окружающую среду чище, а людей ответственней далеко не новая. Такая простота поначалу не способствовала реализации проекта "Зробимо Україну чистою", его воспринимали как одних из многих. Помогли, по мнению Пивоваренко, наличие четкой стратегии, качественное наполнение сайта, активность в социальных сетях и регулярные встречи с костяком команды.
"Если у вас есть идея, если она полезна и потенциально востребована многими людьми, то обязательно станет успешной", — уверен Пивоваренко. Ближайшая акция инициативы запланирована на 28 апреля. Предыдущая, 2011 года, объединила 22 000 человек и прошла в 55 городах Украины. К достижениям Пивоваренко относит и то, что благодаря "субботникам" многие пересмотрели свое отношение к вопросам экологии. Те, кто раньше слышать не хотел о сортировке мусора, сейчас рьяно ее отстаивают, те, кто когда-то без зазрения совести мог бросить окурок на тротуар, сегодня не представляют, как это можно сделать. Все больше людей интересуется вопросами безопасной утилизации бытовой техники и батареек.

У подобных проектов только один минус — они не приносят доходов участникам. Потому Юрий день и вечер посвящает постоянной работе, а ночь, утро и выходные — проекту. Воспринимать бесплатное и прогрессивное на "ура" Украина привыкла, но финансово благодарить за активность пока не научилась.

С работами звезд граффити украинцами Владимиром Манжосом и Алексеем Бордусовым знакомы большинство жителей Киева. Стиль художников сложно не узнать — это сюрреалистические работы, противоречащие законам гравитации. Кроме того, полюбоваться такими сюжетами можно не в галереях, а прямо на стенах городских зданий. Идея увеличить количество строений с фирменными росписями посетила художников-энтузиастов давно, они не раз предлагали ее местным властям. Но сотрудничество так и не началось.

Последней киевской общественной площадкой, которую украсили работы Interesni Kazki, стала стена жилого дома возле Индустриального моста в далеко не самом центральном районе города. Пообщавшись с властями еще несколько раз, художники пришли к выводу: заниматься творчеством и слушать аплодисменты на международных конкурсах гораздо приятнее, чем тратить силы, пытаясь сделать родную страну красивее. Поэтому в последнее время застать Манжоса и Бордусова в Киеве — большая удача. Сейчас они собираются на двухнедельный фестиваль в Италию, а потом на два месяца уезжают сначала в США, а потом в Мексику.

Один для всех
Люди, инициативы которых изменили жизнь в их стране и стали началом международных начинаний

Канадский подросток
Терри Фокс

Бывший советский офицер Роман Ратнер

Профессор экономики из Бангладеш Мухаммад Юнус

Анна Устенко, Фокус