Сюжет дня. Миллион – не предел: Пострадавших от насилия в милиции может быть больше
Почти миллион украинцев в 2011 году пострадали от насилия в милиции, утверждают правозащитники. И хотя эксперты называют эту цифру преувеличенной, все же предупреждают: если не решать проблему с подбором кадров, и не менять систему работы правоохранительных органов, скоро показатель насилия в милиции окажется выше цифры, озвученной правозащитниками
Согласно ежегодному докладу правозащитных организаций "Права человека в Украине 2011", в прошлом году 980 тыс. человек пострадали от насилия в милиции. В 2010 году этот показатель был на порядок меньше - 790 тыс. человек. Выросло и количество погибших в райотделах милиции – по сравнению с 2009 годом почти в два раза сообщил исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Аркадий Бущенко.
Рост показателей правозащитники объясняют самой системой работы правоохранительных органов. "В 2009 мы проводили опрос по количеству пострадавших от милиции за 5 лет. Вышли на цифру 1 млн. 200 тыс. Очевидно, что имеется явный рост. Причина роста связано с тем, что руководство МВД, которое пришло в 2010 году, стало работать на показатели, причем совершенно неверные. Могилев (бывший глава МВД Анатолий Могилев, - ред.) в эфире одного из телеканалов открыто заявил, что будет оценивать работу милиции по количеству уголовных дел. Это абсурд. Это хуже, чем процент раскрываемости. С другой стороны милицию начали использовать в политических целях, дав карт-бланш, и милиция почувствовала себя безнаказанной", - объяснил Фокус.ua сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.
Глава правления Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов Олег Мартыненко рост числа пострадавших в милиции связывает с отсутствием общественного контроля за работой органов внутренних дел.
"В последние два года был уничтожен механизм гражданского контроля за милицией. Мобильные группы, которые приезжали В СИЗО, не ездят уже два года. Общественный совет при МВД – это бутафорский орган, созданный чтобы уступить требованиям общественности, но ни областные управления, ни МВД не выполняет его рекомендации. Единичные формы общественного контроля – общественная экспертиза, журналистские расследования по-прежнему воспринимаются милицией как нечто чужеродное. Никто не заставляет милицию быть подотчетными, и слова о правах человека в милиции остаются пустым звуком", - сказал Фокус.ua эксперт.
При этом правозащитники настаивают, что вышеуказанные цифры хоть и получены в результате опроса, являются абсолютно обоснованными. "Это оценочное число пострадавших и получено оно следующим образом: проводился опрос по тщательной выборке в пяти областях Украины. Опрашивалось 3 тысячи человек. Задавалось много вопросов: причины, масштаб проблемы и другие. Взяли процент людей из всех респондентов, кто стал жертвой насилия, а потом этот процент экспроприировали на все взрослое население. Если отрицать эти цифры, можно отрицать социологию", - подчеркнул Евгений Захаров.
И заранее опроверг заявления правоохранительных органов, что результаты, опубликованные в докладе, не отражают действительность. "И милиция, и прокуратура не хотят соглашаться с этими цифрами. В ГПУ проблему признают: Виктор Пшонка (Генпрокурор – ред.) заявлял о 8 тыс. заявлений по поводу незаконных действий милиции. Но жалуются в прокуратуру очень редко: либо когда есть очевидные свидетельства, либо тяжелые последствия. Милиции боятся. Но если вспомнить о том, что в течение года происходит около 7 млн административных задержаний, во время которых практически всегда применяется насилие, то цифра в 1 млн пострадавших является не такой уж большой", - уверен правозащитник.
Тем не менее, эксперты считают ее все-таки завышенной. Они согласны, что проблема насилия в милиции существует, но не в таких масштабах.
"Наверное, если задавать человеку вопрос, было ли к нему применено насилие и принимать во внимание моральное унижение, то многие скажут, что да. Возможно, тогда эти цифры обоснованы. Если говорить о физических действиях - это конечно преувеличение. Но люди однозначно чувствуют дискомфорт. В случае принятия нового Уголовно-процессуального кодекса, ситуация кардинально изменится. Если в милиции пытали человека, чтобы она написала явку с повинной, то суд не будет ее признавать. Какая мотивация тогда издеваться над человеком? Юридической уже нет", - заверил Фокус.ua первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечение правоохранительной деятельности Владимир Олийнык.
Вторит ему и первый заместитель комитета ВРУ по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль. Правда, он объясняет заявления о фактах насилия в милиции человеческой слабостью. "Если взять за 100% всех, кто жалуется на пытки, то до 80% я бы отверг, списав на человеческую слабость. Человек, который раскаялся и сдал своих подельников, потом попадает в места лишения свободы и начинает оправдываться тем, что из него выбили показания. Я лично в судах тысячи раз наблюдал, как обвиняемые делали подобные заявления, а потом признавались, что соврали. Проблема насилия в милиции - эта общенациональная проблема, о ней нужно говорить, ее нужно решать, но есть и наговор", - отметил в комментарии Фокус.ua нрдеп.
При этом он считает, что решить проблему можно путем пересмотра подхода к подбору кадров в системе МВД. "От чего эта проблема? О того, что люди после университета в 22 года, явно не имея жизненного опыта, и с ветром в голове приходит в милицию и получают неограниченные права, им разрешают вершить судьбы людей. И многие не выдерживают. Нужно менять систему подбора кадров. Потому что если мы будем продолжать набирать детский сад, мы выйдем на те цифры, о которых говорят правозащитники", - подытожил Геннадий Москаль.
Доклад "Права человека в Украине" является универсальным документом, который используется национальными и международными организациями для оценки общего состояния с правами человека в Украине. Она выпускается ежегодно, начиная с 2004 года. В составлении доклада принимали участие более 30 правозащитных организаций из всех регионов Украины.
Евгения Вецько, Фокус.ua