В интервью Фокусу мэр Тбилиси и главный претендент на пост президента Грузии Георгий Угулава рассказал о проблемах грузинской власти с украинскими инвесторами, своей встрече с Леонидом Черновецким и о том, как Михаил Саакашвили планирует удержать власть после президентских выборов 2013 года
О мэре Тбилиси Георгии Угулаве в городе все говорят с нескрываемым пиететом: от таксистов до министров. Назначенный на этот пост в 2005 году экс-глава администрации президента Михаила Саакашвили через пять лет стал первым всенародно избранным градоначальником — за него проголосовали 55% жителей Тбилиси. За семь лет его правления столица расцвела, а бюджет вырос на 200 млн лари ($125 млн), до 640 млн лари ($430 млн).
За это под патронат Гиги, так Угулаву называют в Грузии, в 2011 году власть отдала развитие горнолыжного курорта Гудаури, который стал крупнейшей стройкой страны. Впрочем, эксперты в широком жесте видят важный подтекст. Расширение полномочий и без того влиятельного и рейтингового градоначальника они называют очередным реверансом Саакашвили в сторону его близкого соратника и самого вероятного преемника на посту президента.
Сам Угулава, разглядывая город в подзорную трубу с верхнего этажа мэрии, громкое звание преемника на себя примерять не спешит — рано, да и незачем. Если осенью нынешнего года его партия "Национальное движение" выиграет парламентские выборы, светлое политическое будущее Гиги будет обеспечено даже без президентского кресла.
За последние три года Тбилиси очень изменился. Своими стеклянными мостами и домами он напоминает Дубай. Объясните, по какому принципу вы реконструируете город, почему административные здания такие роскошные, а жилые дома по-прежнему очень скромные?
Это делается намеренно. Вот вы видели, что все без исключения участки полиции прозрачные. Каждый прохожий может видеть, что делают полицейские в любое время дня и ночи. Эта прозрачность — символ того, что система меняется. И вот синхронно происходит то, что случилось в МВД. Реформировали систему и построили новое центральное современное здание. Теперь видно, что МВД у нас новое во всех отношениях. То же самое можно сказать и о домах юстиции. Это современные и красивые здания, где любой человек быстро может получить любой документ — от свидетельства о рождении до документа на право собственности. Мы хотим, чтобы люди ощущали на себе и просто видели, как меняется страна... Эти изменения ярко отражаются в цифрах. После кризиса, когда у большинства стран была стагнация, наш ВВП стабильно рос, в прошлом году — примерно на 7%. То же самое с притоком туристов. Мы дошли до 3 млн человек в год, и максимум через три года их будет 5 млн. Это уже большой рынок, на котором можно развернуться.
Вы как раз этим сейчас и занимаетесь — курируете строительство потенциально главного горнолыжного курорта страны — Гудаури. Когда там будет новая Швейцария?
Да, мы планируем, что Гудаури станет не внутренним курортом, как, к примеру, ваши курорты в Карпатах, а региональным. То есть сюда будут ехать из соседних стран. Мы, в частности, отменили визы для россиян и надеемся, что это сыграет на руку Гудаури, что к нам поедут русские туристы.
Сколько денег уже вложили в развитие курорта?
Где-то 25–30 млн лари ($15–18 млн). Для достигнутых результатов это очень скромная сумма, во многих странах к ней прибавили бы два нуля. Сейчас там строятся 4 крупных гостиницы и несколько маленьких отелей. А к концу года по количеству и качеству трасс Гудаури получит четвертую категорию из пяти возможных. Когда около полугода назад стройка только начиналась, там была первая категория.
Есть информация, что контрольный пакет акций курорта (около 70%) купил Игорь Коломойский. Это правда?
В Гудаури активно инвестирует не сам Коломойский, а его бизнес-партнеры. Хотя он, безусловно, один из крупнейших украинских инвесторов в Грузии, совладелец Зестафонского завода ферросплавов.
Местные чиновники рассказывают, что президент Саакашвили не всегда доволен украинскими инвесторами. Мол, они скупают активы на льготных условиях, а потом не выполняют условий инвестиционных договоров. Это так?
Эта проблема касается не только украинских инвесторов. Хорошая модель — это когда частный бизнес опережает государство. В США, к примеру, лучшие умы собраны в бизнесе, а не в госструктурах. Стив Джобс никогда бы не работал на государство. А у нас в Грузии не так. Очень много хороших специалистов работает на государство. Они часто выдвигают новаторские идеи, которые для бизнеса слишком сложные и непонятные. К примеру, правительство может отдать за лари завод, стоящий миллион, при условии, что инвестор создаст определенное количество рабочих мест. А если он этого не делает, тогда мы вынуждены штрафовать.
А во что инвестирует ваш киевский коллега Леонид Черновецкий, который довольно давно живет в Грузии?
Не могу сказать точно. Мне говорили, что он тут часто бывает, но мы встречались всего дважды: один раз в Киеве, один раз уже тут, в Грузии, и говорили в основном о проблемах Киева и Тбилиси. Если у него есть деньги инвестировать в Грузию, добро пожаловать.
Вас открыто называют преемником президента Саакашвили. Вы будете участвовать в президентских выборах в 2013 году?
Думаю, об этом говорить слишком рано. Осенью этого года нам еще предстоит пережить парламентские выборы, которые во многом важнее президентских, поскольку по той конституции, которая вступит в силу после президентских выборов, очень многие функции главы государства возьмут на себя парламент и правительство. Поэтому я как представитель партии "Национальное движение" полностью сконцентрирован на парламентских выборах. Что касается меня, то свою историческую миссию я выполнил хотя бы потому, что стал первым в истории народно избранным мэром Тбилиси.
Какие у вас шансы выиграть выборы?
По всем соцопросам эти шансы очень высоки. Уровень поддержки "Национального движения" — 65%. Наша политсила, по большому счету, безальтернативна, главное — не растерять рейтинг до выборов.
Но вы же понимаете, что, если к власти все-таки придет оппозиция, ваши реформы быстро могут свернуть и Грузия пойдет совсем по другому пути. Каков план Б?
Понимаем, поэтому для нас важно не кто будет президентом, а где будет страна. Пока, к сожалению, многие изменения обратимы. Мы должны сделать все для преемственности власти, очень важно, кто станет премьером и кто сформирует большинство. Захотят ли эти люди реформ или это будут ретрограды. Вот поэтому столь важны именно парламентские выборы.
Как-то в интервью вы сказали, что Грузии нужен улучшенный Миша. Это вы не о себе?
Нет, цитату просто выхватили из контекста и неправильно интерпретировали. Я сказал, что 75% населения поддерживают политику Саакашвили, это значит, что оппозиция не должна его ругать, а предлагать его улучшенную альтернативу. Народу нужен улучшенный Миша, а не антиМиша.
Пресс-тур в Грузию организован и оплачен лидером общественной инициативы "Навстречу реформам" Василием Иеремией
Катерина Коберник, Фокус