Разделы
Материалы

Игры на раздевание. Femen завоевывает симпатии мужчин и теряет поддержку феминисток

Движение Femen завоевывает симпатии мужчин и теряет поддержку феминисток. Украинские бунтарки преуспели в продвижении своего бренда, однако трех с половиной лет им не хватило, чтобы разъяснить свою идеологию

Кадры последнего видеролика, размещенного в ЖЖ движения Femen, более всего напоминают рубрику "За кулисами" канала Fashion TV: девушки неглиже перед зеркалами "наводят марафет", вокруг красавиц снуют фотографы и мастера боди-арта. Так наши соотечественницы готовятся к политической манифестации против нравов мужчин в Турции. Турки встретили украинок улыбками и плакатом "Тупий жінка роздягається".

Мало кто видел выходки Femen своими глазами, но мы уже успели к ним привыкнуть. Сюжеты с девушками без бюстгальтеров, но в веночках украшают выпуски теленовостей и ленты социальных сетей. Они протестуют чуть ли ни каждую неделю: против любвеобильных иностранных туристов, против отключения горячей воды в общежитиях, против Путина, против Лукашенко, против "Газпрома", против свиного гриппа, против слабого выступления украинской олимпийской сборной, против выставок "ПинчукАртЦентра", против платных туалетов и против исламских традиций. Определить, за что борются Femen, не могут ни политики, ни гражданские активисты. Феминистки ломают головы, находятся ли Femen по одну сторону баррикад с ними. А рядовые граждане просто включают телевизоры, открывают YouTube и, выражаясь сетевым сленгом, запасаются попкорном и наблюдают за тем, как Femen "раскрывают тему сисек".

Феминизм наоборот
СМИ называют девушек "украинскими феминистками". Однако сами они на этот счет не определились. Поначалу на англоязычной странице Femen в MySpace значилось: "Мы планируем стать самым большим и наиболее влиятельным феминистским движением в Европе". Но позже лидер группы Анна Гуцол открестилась от этого заявления: "Нет, мы не феминистки. У феминисток в центре внимания мужчина, они хотят подражать ему и в конце концов перевести на себя все его функции, став сильным и самостоятельным женщино-мужчиной. В центре внимания общественной организации Femen женщина —
красивая, женственная, сексуальная, но в то же время сильная, решительная, готовая постоять за себя". А в беседе с Фокусом Гуцол снова декларировала феминизм: "Мы представляем провокативный феминизм. Ничто так не возмущает патриархат, как голая протестующая женщина. Наша главная цель — освобождение женщины из-под патриархального гнета, в рамках которой мы ставим остальные задачи. Каждый раз, раздеваясь, мы освобождаем сами себя. Впрочем, нет таких тем, по поводу которых мы бы не выступили".

Активистки женских движений участниц Femen не любят и не понимают: Гуцол и ее сторонницы с этими движениями не сотрудничают, ведут себя, как чужие. В Международный женский день Femen пренебрегли феминистическим маршем в Киеве. "Им важнее за границей делать акции?" — задается вопросом гендерный социолог Тамара Марценюк. Она сомневается, что Femen готовы сотрудничать с другими украинскими феминистскими инициативами: "Мне кажется, они недостаточно осведомлены относительно того, что такое феминизм как общественное движение".

"Femen игнорируют феминистские организации, на мероприятия не приходят, сколько ни зови. Зато всем рассказывают, что у нас женские организации ничего не делают", — говорит активистка отечественного феминистского фронта Мария Дмитриева. Как эксперт Гендерного информационно-аналитического центра "Крона" Мария не может определить идеологию Femen: "Их деятельность похожа на коленный рефлекс — молниеносна и бессмысленна: за формой не видно содержания".

Маркетинг себя
Голая грудь — испытанное оружие феменисток. Обнажая ее, красивую или не очень, они декларируют равенство полов: дескать, мужчинам можно, а почему нам нельзя? А вот активистки Femen используют бюст как средство привлечения внимания, и чем сексуальнее он окажется, тем выше поднимется рейтинг у целевой аудитории. Гуцол декларирует, что грудь для ее подопечных такой же инструмент маркетинга, как и для рекламистов, продающих одеколоны, автомобили и белье: "Если с помощью сексапильных образов продают печеньки и машины, почему бы их не использовать в протесте?"

Но что, собственно, продает Femen? Официальный сайт движения не содержит ни программы, ни устава, ни заявлений. Только ссылки на аккаунты в социальных сетях и роскошное фото блондинки топлес. Девушки в любом резонансном событии находят повод показать себя, но не обозначить свою позицию.

"Минус группы в том, что она действует исключительно в медийном поле", — отмечает Василий Черепанин, редактор журнала "Политическая критика", преподаватель кафедры культурологии Киево-Могилянской академии. Он же руководит Центром визуальной культуры НаУКМА, деятельность которого приостановил ученый совет Могилянки из-за проходившей там выставки "Украинское тело".

"Информация о Femen, работающих в скандальном контексте и поднимающих очень актуализированные темы, распространяется как медиавирус, — продолжает Черепанин. — При этом они не формулируют четко свой месседж. Их акции недолговременны и не имеют общественного отклика. Скандал — хороший инструмент для привлечения внимания, но он не способствует осмыслению и решению проблемы".

Последняя пиар-акция Femen была посвящена трагедии Оксаны Макар, изнасилованной и чуть не сожженной заживо: девушки потрясали телесами на козырьке Генпрокуратуры.

Орущие трусы
Гуцол, руководя Femen, воплощает в жизнь знания и навыки, полученные ею во время работы помощницей певицы Тины Кароль. "Мы работаем лучше любого информационного агентства, — говорит она. — У нас есть фотограф, оператор, дизайнер, контент-менеджер. К сожалению, в нашей стране слово "пиар" — ругательное".

Околополитическое движение раскручивается по тем же лекалам, что и "поющие трусы" отечественной эстрады. Посвящая в "творческие планы", Анна признается, что никакой конвертации завоеванной популярности и трансформации Femen, например, в политическую партию она не намечает. На днях группа отправляется на гастроли в Берлин, где выступит у стен крупнейшего в Европе публичного дома, и в Париж, где украинки будут протестовать против ношения паранджи. На повестке дня — продвижение бренда за рубежом и создание тренировочной базы женского топлес-протеста. Анна говорит, что дальше не заглядывает.
Феминистка Дмитриева склонна видеть в Femen чей-то личный проект. "Этот кто-то сидит очень высоко, иначе бы они сосали лапу, а не катались по Европам, —
считает она. — Мало того, что эти разъезды — занятие дорогое, я поражаюсь, с какой легкостью молодые, незамужние и безработные барышни получают визы, в том числе шенгенские".

За рыбу гроши?
На заре активности движения его связывали с именем Юрия Луценко. Однако во время шоу во дворе Печерского суда, когда там слушалось дело бывшего министра внутренних дел, "феменки" вербально донесли собравшимся идею спектакля: это банальная война кланов, мы хотим показать, кто настоящая оппозиция. От ассоциаций с Юлией Тимошенко девушки открестились лозунгом: "Ю и Я – одна х…ня!"

Гуцол утверждает, что 30% средств на деятельность движения поступает от распространения сувенирной продукции — календарей, кружек, футболок, а в скором времени будет продаваться белье с изображением участниц Femen и атрибутика движения. 70% — помощь попечительского совета, самым известным человеком в котором был основатель медиахолдинга KP Media Джед Санден, который сейчас, по данным Фокуса, выбыл из числа покровителей движения. Лидер группы утверждает, что попечители руководствуются филантропическими соображениями, а имена свои предавать огласке не хотят. Впрочем, Гуцол подтвердила, что акцию в Стамбуле спонсировала турецкая фирма по производству нижнего белья. "Гламурные феминистки" не только кормят массмедиа сюжетами, но и не отказываются от их материальной поддержки. По информации Фокуса, девушки получают гонорары за интервью на зарубежных каналах и в таблоидах. Так, появление топлес в эфире итальянского телеканала пополнило казну движения на пять тысяч евро. А Алан Марго, режиссер документального фильма о Femen, съемки которого длятся год, оплачивает поездки своих героинь по Европе.

Профсоюзный активист Александр Володарский, прославившийся после ню-перформанса возле Верховной Рады, направленного против цензуры, сомневается, что все активистки Femen "сидят на ставке", но в полное бескорыстие некоторых из них тоже не верит. "В украинской околополитике это стандартная ситуация, когда активисты чередуют акции "за день-ги" и акции "для души", многие с этого живут", — утверждает он. А в околополитических кругах отмечают: организация вышла на такой уровень популярности, когда платят не за акции, а за то, что их не будут проводить. Кстати, за последние полгода девушки не устроили ни одного "раздевания", направленного против первых лиц украинской власти.

Не грудью единой
Известные феминистские группы политического перформанса

Guerrilla Girls, США

Сергей Волохов, Фокус