Путешественница Наталья Тулюлюк, прожившая полгода на Синайском полу-острове, рассказывает о его коренных жителях — бедуинах
У каждого несколько домов, пикап и калашников. Особо предприимчивые заработали еще и на несколько жен. Каждый с ходу назовет, сколько у него верблюдов, но вряд ли так же быстро ответит на вопрос о количестве детей — проверено не раз. Как и сотни лет назад, они живут племенами. И хотя сегодня все эти оседлые кочевники — граждане Египта, они по старинке называют территорию соседствующего племени "другой страной", даже если до него пара десятков километров.
Все это — о бедуинах, коренных жителях Синая. Несмотря на частое общение с туристами, им удалось сохранить уникальную культуру, причем у каждого племени своя история переселения и свои традиции. Как во всяком традиционном обществе, у племен есть шейхи — мудрые и уважаемые люди, представляющие интересы за пределами племени и разбирающие проблемы внутри него. Как и раньше, родители выбирают парню жену из достойной благочестивой семьи, обязательно из своего племени. Как и века назад, гордый бедуин ни на кого не работает, поэтому в их семьях много детей: нужны рабочие руки.
Верблюды и винтовки
Умение "водить" верблюда — одно из главных достоинств бедуина: раньше этот народ управлял караванными путями. Кроме этого, настоящий бедуин должен уметь собирать дрова в пустыне, выбирать безветренное место для стоянки, читать следы, разбираться в травах для чая и печь хлеб на песке. А еще в списке обязательных "нормативов" — стрельба из огнестрельного оружия. Поэтому, если вы услышите вечернюю пальбу из винтовок, пугаться нечего: просто два племени показывают, что у каждого есть чем гордиться.
Погрузиться в бедуинскую культуру лучше всего удастся во время традиционных соревнований. Раз в год два больших синайских племени — музейна и терабины — встречаются где-то далеко от асфальтированных дорог, чтобы посостязаться между собой. Об этих соревнованиях не узнаешь в пунктах продажи экскурсий: гонки проводятся для себя, а не для туристов. Но при желании гость, который любит все настоящее, а не показушное, сможет на них попасть.
Для иностранцев бедуины именуют эти соревнования Camel Race. Но, несмотря на "верблюжье" название, это не просто гонка на "кораблях пустыни", а скорее многоборье. Племена выясняют, чей верблюд быстрее, джип мощнее, а винтовка громче стреляет. Традиции проявляются даже в мелочах: к примеру, я наблюдала, как кубок, выигранный сыном, гордо поднял над головой отец — старших бедуины уважают. После накала страстей участники и болельщики собираются за стаканчиком чая, всем своим видом передавая неторопливое состояние здешней природы.
Европейский след
В центре христианского паломничества, вокруг городка Катерина, живут бедуины племени джабалия. Когда-то очень давно император Юстиниан, тот самый, что построил Святую Софию в Константинополе, переселил сюда для обслуживания монастыря Святой Екатерины 200 семей с Балкан. Со временем балканцы расплодились и даже приняли ислам, но спустя столько веков в их быте все равно прослеживаются христианские традиции, а в лицах — европейские черты.
Как и прежде, джабалийцы занимаются строительством монастырских зданий и дорог, ухаживают за масленичными и миндальными садами. А теперь еще и принимают туристов и паломников в небольших домиках, разбросанных вокруг священных гор — Катерины и Моисея. В одном из таких домиков-садов живет небольшое семейство Рамадан. Все собираются за обедом возле костра, а после простой, но вкусной еды Рамадан учит нас играть на самодельном инструменте "сем сменье". Это не что иное, как ржавая банка с воткнутыми в нее палками-грифами и нанизанными на них струнами. Но из этой банки хозяин "добывает" красивые протяжные мелодии, складывающиеся в песни из серии "что вижу, то пою". Нам он спел о том, как рад приходу гостей, как вкусно он их накормил и как ему жаль, что им нужно уходить, ведь они могли бы остаться у него пожить.
Берег забвенья
После крепкого черного сладкого (каждый эпитет стоит употреблять со словом "жутко") чая и бедуинского обеда — запеченной в фольге с овощами свежевыловленной рыбы — ты уже не сможешь ответить, сколько времени пробыл в этой стране и, вообще, нужно ли тебе куда-нибудь двигаться. Впервые за долгое время ты замечаешь, как много звезд на небе и как прекрасна лунная дорожка.
Особенно это чувствуется в местечке Рас абу Галюм с его нереально красивым пляжем, рифом и голубой лагуной. Этот рай на земле хорошо "описал" местный глухонемой бедуин: "Ешьте, пейте, загорайте, купайтесь, ходите в горы, зачем вам куда-то ехать?" Кстати, первое место по разговорчивости среди бедуинов занимают именно глухонемые — "заболтают" кого угодно.
И хотя сейчас о Египте часто звучат тревожные новости, могу заверить: большая часть страхов, связанных с этой страной и ее жителями, быстро развеивается во время путешествия. Известная строчка из песни "на лицо ужасные, добрые внутри" — это о бедуинах.