Продление ареста участницам группы Pussy Riot до 24 июня правозащитники считают закономерным. По их мнению, власти России не хотят видеть этих девушек на свободе накануне инаугурации президента Путина.
Продление на два месяца, до 24 июня, срока ареста участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, по мнению правозащитников, с большой долей вероятности политически мотивировано.
Было понятно, что до инаугурации Владимира Путина выпускать девушек никто и не думал, отметил в интервью DW Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова", изучающего случаи проявления экстремизма и ксенофобии. Впрочем, в том, что участницы Pussy Riot останутся под арестом, Верховский не видит ничего необычного, поскольку обвиняемых в хулиганстве - именно это инкриминируют девушкам - во время следствия, как правило, содержат под стражей. Однако содеянное ими явно не подпадает под признаки соответствующей статьи УК, полагает эксперт.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева признается, что не понимает, за что "этих несчастных девочек держат за решеткой". Решение суда продлить срок ареста Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич правозащитницу не удивило, как не удивила и позиция Русской православной церкви (РПЦ).
По словам Алексеевой, РПЦ находится в симбиозе с правительством, и оба этих института "зациклены на мстительности". "Это же просто позор: церковь, которая должна призывать к милосердию, поддерживает мстительные инстинкты - свои и власти", - заявила Алексеева.
Противопоставившие себя власти
Роль РПЦ в деле Pussy Riot, по оценкам наблюдателей, второстепенна, поскольку служители веры не могут даже формально инициировать арест. "Если бы эти девчонки вместо того, чтобы спеть "Господи, убери Путина", спели: "Господи, помоги Путину", то наша власть спокойно пережила бы эту историю. И сама церковь, возможно, не обратила бы на нее внимания", - полагает Людмила Алексеева.
По мнению же Александра Верховского, первостепенное значение имеет даже не содержание так называемого панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя, а то, что участницы группы противопоставляют себя власти.
Эксперт указывает, что девушкам на этот раз достается и за их предыдущую акцию - в январе на Лобном месте. "Сажать за нее было неловко, тогда оформили административное правонарушение. Но после "панк-молебна" Pussy Riot в храме Христа Спасителя их стало легко арестовать, потому что они совершили акт, оскорбивший чувства верующих", - подчеркивает Верховский.
Перспективы туманны
Перспектива уголовного дела Pussy Riot, по его словам, тоже очевидна, хотя детали еще не ясны. Как напомнил эксперт, опыт показывает, что лиц, которых выпускают до суда, обычно не планируют наказывать лишением свободы. Иными словами, следствие явно настроено дать участницам Pussy Riot реальный срок, продолжает Верховский. Хотя утверждать, что обвинение обязательно попросит для Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич максимально возможное наказание - семь лет лишения свободы - было бы неверным, добавляет директор Центра "Сова".
"Государственный обвинитель может попросить и два года лишения свободы, - пояснил Верховский. - Я, естественно, не знаю, сколько им дадут. И даже не знаю, кто это будет решать, но, поскольку это знаковое дело, решать будет точно не судья". Людмила Алексеева, тем не менее, надеется, что трех возмутительниц спокойствия после суда освободят, засчитав им в качестве наказания срок пребывания под стражей во время следствия.
Заслуживают ли наказания участницы Pussy Riot? Наш адрес: feedback.russian@dw.de