Почти за неделю до того, как Дмитрий Медведев сложит с себя президентские полномочия, он подвел итоги своего пребывания на этом посту
Прощальное интервью Медведева на посту президента России с представителями пяти телеканалов прошел в расслабленной обстановке, президент шутил, а журналисты старались не развивать провокационные темы, такие как судьба политических узников или позиция Кремля относительно гражданской войны в Сирии. В итоге общение вышло статичным, когда глава государства излагал свои достижения и пытался избежать неудобных тем, таких как борьба с коррупцией или протесты против его власти в декабре 2011 года. Фокус.ua проанализировал интервью Медведева и выделил наиболее интересные заявления президента России по главным вопросам.
Украденные выборы
Выборы, если говорить о современных выборах, о крупных выборах, – их украсть невозможно
Тут президента не смутило, что данные основных эксит-поллов и официальная информация о победе Владимира Путина достаточно сильно расходятся. Медведев попытался рассказать, что схема их совместного правления прошла проверку на стабильность и теперь доказала свою состоятельность.
Оборудовать участки более современной техникой от фальсификаций помешал экономический кризис. И пообещал обязательно сделать это в будущем, примерно к 2015 году. В тоже время президент заявил, что он позитивно относится к людям, которые вышли отстаивать свое мнение, но при этом считает их меньшинством и заявил, что поскольку систему власти поддержало большинство, потому протестующим придется с этим считаться.
Коррупция и оппозиционеры
Только я бы ни в коем случае не рекомендовал из кого-либо делать икону, потому что кто-то из таких активистов – это реальные борцы с коррупцией, которые движимы абсолютно альтруистическими побуждениями, а для кого-то это политическая программа, иногда даже, по сути, политическая авантюра, когда за антикоррупционной риторикой стоит желание просто создать свой политический капитал
В вопросах тотальной коррупции и пыток в системе охраны порядка президент попытался быть максимально острожным. И заявил, что нельзя слушать только оппозиционеров, которые постоянно сгущают краски. Ведь они делают на этом себе политическую карьеру.
С другой стороны, глава России активно защищал позиции министра МВД Рашида Нургалиева и говорил, что нельзя за каждое преступление его подчиненных отправлять в отставку главу ведомства. Кроме того, Медведев апеллировал к размеру России и что реформы в такой стране не могут проходить также быстро, как в небольших государствах.
Эта защита министра очень контрастировала с призывами всем гражданам включиться в борьбу со взятками и нарушением прав человека. Кроме того, Медведев вспомнил, что за годы его президентства постепенно увеличивалось и количество уголовных дел против коррупционеров. Хотя международные аналитики заявляют, что это больше связано с ростом коррупции, а не с успешной работой власти.
Пусть попросит
Говорить о милосердии можно, но это милосердие должно быть все-таки связано с волей лица, которое подверглось ответственности, с волей осужденного
Не забыли в последнем интервью президента и о главном узнике совести России Михаиле Ходорковском. Медведев опять повторил свою мантру о том, что опальный олигарх сам должен написать прошение о помиловании и только тогда вопрос может решиться. По мнению экспертов из Carnegie Mellon University, таким образом Медведев хочет уйти от необходимости решать вопрос помилования Ходорковского. Ведь последний не напишет прошение об этом, потому, что не признает свой приговор. И потому у власти есть зацепка, чтобы говорить о своем желании помиловать, но об отсутствие возможностей.
Хотя еще месяц назад Медведеву передали список политических узников, которые написали прошения о помиловании, но пока ситуация не двигается с мертвой точки. Похоже, президент не хочет принимать важные решения, ведь Владимир Путин возвращается к власти и ему явно не очень понравится такая политика. Наконец Медведеву надо сохранить хотя бы остатки своего рейтинга, ведь он будет возглавлять правительство России и нуждается хотя бы в ограниченной поддержке населения.
Украина, Грузия и другие страны
Я надеюсь, что и украинскому истеблишменту, и президенту Януковичу при принятии решений удастся, руководствоваться большим прагматизмом, в большей степени учитывать украинские же интересы
Пожелания своим географическим соседям президент России сформировал туманно. Не совсем понятно, что значит, совет для Киева руководствоваться национальными интересами. Так как сейчас отношения между странами неопределенные. Украину не очень хотят видеть в ЕС, а Киев не горит желанием вступать в Таможенный Союз, куда его активно зовет Москва. Возможно российский президент намекал, что Киеву стоит отбросить идею об интеграции в ЕС, а активно идти на восток в экономические политические союзы во главе с Россией.
Относительно Грузии, Медведев был более категоричен, он назвал президента Саакашвили "пустым местом" и заявил, что Россия будет сотрудничать с Тбилиси только после его ухода из политики. Хотя дал понять, что Абхазия и Южная Осетия, признанные Москвой как отдельные страны, уже никогда не войдут в состав Грузии.
Наконец, президент старательно избегал тем о противостоянии в арабском мире. Ведь позиция Кремля по Сирии позволяет Башару Ассаду и дальше вести гражданскую войну, не опасаясь международных санкций. Поэтому Медведев только отметил, что в регионе очень неспокойно и к власти рвутся радикалы, которые могут расшатать ситуацию.