Разделы
Материалы

Карта мира. Не спеши, улыбайся, потей. Рецепт счастья от индонезийского мудреца

Путешественник Павел Иринич увидел жизнь индонезийцев изнутри, пожив под одной крышей с местным мастером резьбы по дереву

Среди джунглей Северной Суматры, на берегу стремительной горной реки затерялся поселок Букит Лаванг. Туристы едут сюда, чтобы встретиться в джунглях с ближайшими родственниками человека — орангутангами. На главной улице между сувенирными лавками и ресторанчиками находится небольшая мастерская, где колоритный старичок Габи вырезает из дерева орангутангов на потеху приезжим.

Полиглот
Полгода я путешествовал по Азии почти без остановок, но однажды захотелось сделать паузу на недельку-другую — пообщаться с местными жителями, подучить язык. Букит Лаванг идеально подходил для этого. Прогуливаясь по поселку в поисках дешевого жилья, я познакомился с Ратной, которая и представила меня своему отцу, талантливому человеку и философу.

Я сразу же понял, что передо мной достойная внимания личность. Семидесятилетний старик свободно владеет английским, немецким и китайским, может поддержать разговор на французском и хинди, ну и, конечно, прекрасно разговаривает на местном языке. И это в крохотной деревушке в джунглях! Габи работает от рассвета до заката, каждый день из рук мастера выходит как минимум одна статуэтка. Кроме того, он обучает всех желающих своему непростому искусству. Недолго думая, я решил воспользоваться этой возможностью и сделать себе деревянного орангутанга.

На следующий день я сидел в его мастерской и под чутким руководством наставника пытался оживить кусок полена. Мимо проходили люди, и я вызывал любопытство у мест-ных, поскольку тут редко встретишь буле (так индонезийцы называют иностранцев) за работой. А вот туристы живо интересовались Габи: его беззубая, но очень искренняя улыбка не оставляла равнодушным никого.

Философ
Каждый день перед началом работы Габи кипятит воду и заливает ее в термос, чтобы в нужный момент угостить своих гостей индонезийским кофе. Это своеобразный маркетинговый прием: остановившийся поболтать останется тут надолго. Старик рассказывает истории из своей жизни, дает советы о новых направлениях для путешественников и делится своей философией.

Она у него простая: все проблемы — от денег и женщин. А решение проблем и того проще — всегда улыбаться, не гоняться за деньгами и… потеть. Именно потение, по его мнению, — путь к здоровью и благополучию. Если же человек не потеет, он слабый и болезненный, отсюда и проблемы с женщинами. В то же время Габи достаточно мудр, чтобы понимать: чрезмерное потение тоже приводит к проблемам. Поэтому ближе к вечеру, когда мое полено уже смотрело на меня еще пока не четкими, но лукавыми глазками, мы отправились к реке для "принятия ванны".

Когда стемнеет, мы закрываем лавку. Габи спит тут же: у него нет дома, в его мастерской стоит деревянная кровать, примус для приготовления еды — и все, больше места нет. Вечером мы готовим "мие горен" — жареную лапшу с овощами, и старик приступает к новым рассказам о своей удивительной жизни.

Моряк
Габи — бывший моряк, он работал на грузовых международных рейсах. Его жизни может позавидовать любой бекпекер: он бывал в Китае, Сингапуре, Африке, два года в сплошных приключениях провел в Индии. Без денег и постоянной работы он ночевал на улице вместе с попрошайками, а в трудные времена даже попрошайничал сам. Так он кочевал из Калькутты в Мумбай, из Мумбая в Мадрас — во все портовые города Индии. Там, даже если не удавалось найти работу, индонезийские моряки всегда помогали ему — кто джинсы подарит, кто футболку.

Как-то раз, вспоминает старик, один моряк дал ему 100 долларов. И знаете, что сделал Габи? Он снял ресторан и позвал всех попрошаек на ужин! Представьте себе: еще неделю назад женщина-нищенка незаметно щипала своего ребенка, чтобы тот плакал, пытаясь таким образом выудить у Габи денег, а теперь он кормит ее бараньим карри. После этих историй начинаешь понимать, почему бывший моряк так приветлив к путешественникам и не пытается их обмануть: он прекрасно понимает, как порой нелегка дорога.

Повар
Базарный день в поселке один — пятница. Габи закупает все необходимое: овощи, фрукты, лапшу, рис, пачку табака и, конечно, кофе. Старик живет очень скромно — на еду тратит примерно доллар в день — и гордится этим. Он говорит, что желудок человека очень маленький, поэтому еда должна быть простая, но здоровая.

В этот раз Габи пригласил на обед девочку из Голландии и француза, с которыми он разговорился за день до этого. Главное блюдо — гаду-гаду, вегетарианский деликатес Индонезии. Для его приготовления покупаем свежие овощи, яйца, арахис, коричневый сахар. Спустя час мы все за работой: кто нарезает овощи, кто варит яйца, кто готовит сладкий арахисовый соус. Естественно, вся округа сбежалась поглазеть: "О, буле еще и готовят!" Габи был поваром на корабле, так что отменный вкус получившегося блюда сложно передать словами. После обеда учеников у Габи прибавилось: голландка и француз получили по полену и зубилу, а к вечеру того же дня в Букит Лаванге появились три новых орангутанга.

Когда Габи наладил успешный бизнес по продаже сувениров, его магазин был един-ственным на весь Букит Лаванг. В то время он еще и не думал делать сувениры самостоятельно, женился на немке, они вместе построили дом в джунглях. Идиллию разрушила трагедия 2003 года — невероятной силы потоп обрушился на поселок и забрал все: бизнес, дом и, что самое страшное, его жену. В поселке тогда погибло 700 человек, здесь трудно найти семью, в которой все уцелели во время бедствия.

От кошмаров Габи убежал в Аче, провинцию на севере Суматры, но вскоре вернулся и нашел успокоение в резьбе по дереву. Последние несколько лет дни проходят для старика одинаково. Он улыбается, не торопится и потеет.

Павел Иринич, Фокус