Журналист Питер Берген брал интервью у Усамы бин Ладена еще до того, как о лидере "Аль-Каиды" узнал весь мир. После гибели террориста он первым побывал в его поместье. Год спустя написал об этом книгу. Книгу читал Владимир Козловский.
После того как Усаме бин Ладену удалось ускользнуть в конце 2001 года от американского спецназа и его афганских союзников в горах Тора-Бора, откуда он вел когда-то атаки на советский экспедиционный корпус, спецслужбы США потратили на его поиски годы и миллионы долларов.
В конце концов они вышли на вождя "Аль-Каиды" через его главного курьера по прозвищу "Кувейтец", который жил с семьей в том же поместье, что и бин Ладен, в пакистанском городе Абботабад, названном в честь основавшего его в 1853 году английского офицера Джеймса Аббота.
В годовщину ликвидации бин Ладена истребительной группой американского военно-морского спецназа в США вышла книга Manhunt ("розыск") журналиста Питера Бергена, который в марте 1997 года взял у главы "Аль-Каиды" интервью для Си-эн-эн, а после его смерти стал первым иностранцем, допущенным в его поместье пакистанскими властями.
Берген изучил горы документов и взял интервью у практически всех американцев, руководивших охотой за бин Ладеном, исключая членов истребительной группы, доступа к которым не получил на данный момент ни один журналист.
360-страничная книга содержит ряд пикантных деталей: мало кто знает, например, что бин Ладен был заядлым волейболистом и, видимо, тосковал по мячу в своем добровольном заточении, где он мог максимум позволить себе ежедневные вылазки во внутренний дворик. Опытным глазом можно было различить, что бин Ладен молодится и красит бороду, но сейчас мы, наконец, узнали от Бергена, что спецназовцы нашли у объекта ликвидации краску марки "Just for Men".
Пожилой обер-террорист проживал в Абботабаде с тремя женами, успех у которых объяснялся, как выясняется, не только его обходительностью с домочадцами и общностью фундаменталистских убеждений, но и снадобьем Avena, являющим собой натуральный аналог виагры (саудовец сторонился химикатов, но от кореньев не отказывался).
Книга Бергена также опровергает распространенную теорию о том, что бин Ладен страдал тяжелой болезнью почек; на самом деле, он был в добром здравии до того момента, как спецназовец, ворвавшийся в его спальню на третьем этаже, всадил ему пули в грудь и в левый глаз.
Спальня бин Ладена и его любимой 29-летней жены Амаль была обставлена сколоченным из досок ложем и была лишена кондиционера: против кондиционеров хозяин принципиально возражал, видя в них излишнюю роскошь.
Хотя зимы в Абботабаде бывают снежные, бин Ладен, его жены, многочисленные дети и внуки обогревались примитивными газовыми устройствами. В результате их счет за газ и электричество в среднем составлял 50 долларов в месяц.
Семейство саудовца и Кувейтца, жившего в отдельном одноэтажном домике вместе с братом и их семьями, питалось козлятиной, молоком, медом и овощами с собственного огорода. В поместье забивали двух козлов в неделю, доили коров в железобетонных коровниках и каждый день лакомились яйцами примерно сотни несушек, содержавшихся в клетках. На территории площадью примерно полгектара, обнесенной четырехметровой железобетонной оградой, была собственная пасека.
Сын саудовского миллиардера вел сравнительно аскетический образ жизни и пользовался туалетом в виде дыры в полу. У двух старших жен были свои квартирки на втором этаже дома с кухонками, оснащенными вытяжками в виде укрепленного над плитой ведра с ведущими наружу трубами.
Годами сидя взаперти, бин Ладен имел много свободного времени и молился по семь раз в день, то есть больше, чем предписано традиционным исламом, и утолял свою тягу к последним известиям, смотря "Аль-Джазиру" и слушая Би-би-си.
На первом этаже дома была маленькая комната с голыми стенами, в которой бин Ладен просматривал с помощью дешевого телевизора свои старые видеозаписи, кутаясь от холода в одеяло.
Своему верному гонцу Кувейтцу и его брату бин Ладен платил примерно по 12 тысяч рупий в месяц, то есть немногим более 100 долларов. По словам Бергена, это изобличало не только прижимистость вождя "Аль-Каиды", но и то обстоятельство, что казна ее была к этому времени почти пуста. Чтобы свести концы с концами, братьям приходилось приторговывать золотишком в ювелирных лавках Абботабада или близлежашего Равалпинди.
Царила такая конспирация, что жена Кувейтца Мариам, жившая в двух шагах от бин Ладена, видела его лишь один раз и получила от мужа строгий приказ не задавать никаких вопросов.
Именно Кувейтец отвозил другим деятелям "Аль-Каиды" послания вождя и возвращался с их ответами. Сравнительно большое поместье не имело ни интернета, ни телефонной связи, что, казалось бы, не могло уйти от внимания властей, особенно в режимном городе, в котором располагается главная военная академия Пакистана.
Берген много думал о том, могли ли руководители этой страны не знать о том, что в ней скрывается бин Ладен, и пришел к выходу, что это возможно. С другой стороны, он не исключает, что пакистанские военные вполне могли быть в курсе.
Автор более или менее нейтрален в вопросе о том, насколько способствовали идентификации Кувейтца внештатные методы допроса (с точки зрения критиков – пытки), в которым прибегало ЦРУ в своих тайных тюрьмах до прихода Барака Обамы, тут же запретившего первые и закрывшего вторые.
В понедельник в Washington Post была напечатана статья Хосе Родригеса, который возглавлял Антитеррористический центр ЦРУ в период охоты за бин Ладеном. По его словам, именно жесткие методы дознания позволили ЦРУ выяснить, что бин Ладен отказался от современных средств связи и полагается на одного-единственного курьера.
Вооруженные псевдонимом этого курьера, следователи обратились к архитектору терактов 11 сентября Халиду Шейху Мохаммеду, который был арестован в Пакистане и являлся одним из трех узников, подвергнутых имитации утопления. Услышав имя Кувейтец, он пришел в ужас, сказал, что такого не знает, а потом тайно передал другим заключенным спецтюрьмы ЦРУ, чтобы они не говорили "им о курьере".
Остановившись на Кувейтце, ЦРУ установило его настоящее имя, а в конечном итоге и адрес. Разведчикам трудно было поверить, что гонец будет жить вместе с бин Ладеном, и они до конца не были стопроцентно уверены, что таинственный мужчина, который каждый день прогуливается во дворе поместья под брезентом, закрывающим его от глаз американских беспилотников и спутников-шпионов, - это и есть основатель "Аль-Каиды".
Застрелив хозяина дома, бойцы хотели измерить его рост и обнаружили, что не захватили рулетку. Тогда один из них, такой же верзила, как бин Ладен, лег рядом с трупом и оказался точно такого же роста.
При высадке в поместье один американский вертолет упал во дворе на землю и был потом взорван десантниками. "Ну, сэр, я, кажется, должен вам 60 миллионов долларов", - шутливо заметил Обаме адмирал Уильям Макрейвен, командовавший рейдом в Абботабад.
"Билл, вы что, хотите сказать, что я оставил в Пакистане вертолет за 60 миллионов, а у вас не было рулетки за 1,99 доллара?" - ответил Обама.