Заявление бывшего пресс-секретаря Владимира Путина о том, что во время разгона протестующих полиция должна была действовать еще жестче, добавило масла в огонь протестных настроений.
Заявление бывшего пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова о том, что во время разгона протестующих на "Марше миллионов" полиция должна была действовать еще жестче, добавило масла в огонь протестных настроений.
"Песков! Наша печень на асфальте!" - такие лозунги, написанные мелом, появились на тротуарах в российской столице.
Как утверждает в своем интернет-блоге оппозиционный депутат Илья Пономарев, Песков в частной беседе сказал ему буквально следующее: "За раненого омоновца надо размазать печень митингующих по асфальту".
"Я своей печенью дорожу, хотя и борюсь с ней, правда, другими способами, более человечными", - заметил в интервью bbcrussian.com поэт и публицист, участник протестного движения Лев Рубинштейн.
"Песков, как официальное лицо, сделал уголовно наказуемое высказывание. Что касается моральной стороны, то тут и комментировать нечего - власть ведет себя на редкость безответственно, глупо и подло, она взывает к жизни различные радикальные идеи и телодвижения", - уверен он.
Сотрудник Института национальной стратегии Павел Святенков называет слова, приписываемые Пескову, неудачными, но не считает их официальной точкой зрения российского президента.
"Непонятен статус лица, который это говорит. Официального пресс-секретаря у Путина пока что нет", - напоминает политолог.
Акция оппозиции "Марш миллионов" 6 мая , когда колонна демонстрантов подошла к Болотной площади, где должен был пройти митинг.
В результате столкновений пострадали как сотрудники правопорядка, так и митингующие. Полиция обвинила в провокациях лидеров оппозиции, которые устроили сидячую забастовку у кинотеатра "Ударник".
По мнению зампредседателя Мосгордумы по безопасности, ветерана спецподразделения КГБ "Альфа" Сергея Гончарова, полицейские на Болотной площади действовали в пределах инструкций, "как в любом цивилизованном, демократическом государстве".
"Полиции не оставалось ничего иного, как применить довольно жесткие задержания, чтобы привести в чувство агрессивную толпу, которую настраивали провокаторы. Тем более, что организаторы митинга призывали идти на Кремль", - говорит депутат.
Как рассказывают очевидцы событий, сотрудники ОМОН во время стычки использовали ту же тактику, что и при разгоне митингов "несогласных": действуя небольшими группами, выхватывали из толпы наиболее активных оппозиционеров.
Приемы задержания, отработанные на Театральной площади, на Болотной дали сбой: ранения получили десятки ОМОНовцев. Определенные недостатки в работе полиции есть, признает Сергей Гончаров.
"Когда полицию довели до определенного психологического предела, некоторые сотрудники нарушили должностные правила: ни в коем случае нельзя выбиваться из строя и действовать самостоятельно, без оглядки на своего товарища, - объясняет ветеран "Альфы". - Пытаясь изолировать самых агрессивных демонстрантов, они отрывались от общего строя ОМОНа и попадали под удар толпы".
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также считает, что действия полиции были адекватными и степень жесткости вполне достаточной.
"Они начали применять меры по противодействию манифестантам только после того, как с их стороны были совершены провокации", - говорит он.
Но, по словам эксперта, это не означает, что нужно ужесточать законодательство, регулирующее порядок проведения митингов.
"Сейчас звучат предложения резко ужесточить наказание за организацию массовых беспорядков, насилие по отношению к полицейским, но арсенал мер уголовного и административного преследования за эти правонарушения и так достаточно широк", - полагает Орлов.
Главное сейчас - найти и наказать организаторов беспорядков 6 мая, уверен он. "Я имею в виду тех провокаторов, которые стояли в первых шеренгах. Нужно ответить на вопрос: кто их рекрутировал, подготовил, финансировал".
На российском политическом пространстве происходит радикализация с обеих сторон, констатирует известный поэт и публицист Лев Рубинштейн.
"Радикалы с обеих сторон сегодня говорят громче и сочнее. На самом деле еще с давних советских времен наша страна находится в состоянии холодной гражданской войны, которая, как мне кажется, сейчас как никогда близка уже к не холодной", - полагает он.
Как говорит Лев Рубинштейн, лично он является сторонником решения вопросов законным и мирным путем, но если произойдет что-то силовое и кровавое, то, по его мнению, виновата в этом будет только власть.
"Зло персонифицировалось в лице одного человека, которого на днях "короновали", - напоминает он. - Я понимаю, что это не самое большое зло, но Путин, хочет он того или нет, подает сигналы самому мрачному и кровавому злу, которое уверено, что теперь, после так называемых выборов, оно узаконилось и может смело показывать себя".
"Путин ведет себя так, как будто все это его не касается, Москва не его город, - продолжает Лев Рубинштейн. - Инаугурация прошла при полной зачистке центра - не то что восторженных толп, вообще никого не было".
По словам собеседника Би-би-си, последние события наглядно продемонстрировали, насколько огромен разрыв между российской властью и народом.
"Они живут в каком-то отдельном мире, как на острове Лапута, который описал Джонатан Свифт: искусственно поднялись над страной, живут своей жизнью, друг друга приветствуют, друг другу радуются", - говорит публицист.
О сущности проблем взаимоотношения российской власти и общества в интервью Русской службе Би-би-си рассказал сотрудник Института национальной стратегии Павел Святенков.
"Власть должна вести сущностный диалог с оппозицией и заниматься укреплением демократических институтов, которые у нас очень слабы - институтов партий, разделения властей, судов, в независимость которых общество потеряло всякую веру", - пояснил политолог.
Между тем, как напоминает Павел Святенков, первые митинги протеста проходили достаточно мирно, но людей "демонстративно не слышали".
"По результатам тех уступок и реформ, что провел Дмитрий Медведев, люди делают вывод, что к мирным протестам власть не прислушивается, начинают идти на силовое противостояние. Нарушен диалог между властью и активной частью гражданского общества, власть только имитирует шаги навстречу", - говорит эксперт.
Комментируя фразу, приписываемую Дмитрию Пескову, Павел Святенков назвал ее "крайне неудачной".
"Эти слова провоцируют власти на силовое столкновение с оппозицией, которое может иметь непредсказуемые последствия и восстановить против власти всю Москву, все крупные города, - говорит он. - Сейчас битьем полицейской дубинкой по морде успокоения уже не добиться".
Впрочем, напоминает политолог, с момента вступления Путина в должность президента вся команда премьера автоматически ушла в отставку, так что Песков, если и произнес слова про "размазанную по асфальту печень", то высказал мнение не пресс-секретаря Путина, а свое личное.
"Песков находится в переходном положении, и его заявление можно рассматривать как попытку продемонстрировать лояльность новому-старому президенту", - предполагает Павел Святенков.
Источник: Русская служба Би-би-си