Разделы
Материалы

Моне & Money: новые ценовые рекорды полотен импрессионистов и футуристов XIX–XX веков

«Рынок достиг того состояния, когда разбирают все подряд. И действительно, все разобрали»

Такими словами охарактеризовал сложившуюся на аукционах ситуацию нью-йоркский арт-дилер Стюарт Уолцер после торгов на Christie"s и Sotheby"s. Истерия вокруг полотен импрессионистов и модернистов XIX–XX веков спровоцировала новую серию ценовых рекордов.

Популярный сюр. Работы сюрреалиста Джакометти – тренд сезона. Его «Большую стоящую женщину II» коллекционеры оценили в
$27,5 млн.

Не менее удачно сложились и лондонские торги дома Sotheby"s 25 июня. Тут был установлен рекорд для художников-футуристов. Полотно основавшего это направление итальянца Джино Северини "Танцовщица" ушло за $29,6 млн. Цена превысила стартовую стоимость картины почти в два раза и оказалась далеко не самой высокой на торгах. В целом же аукционный дом продал 50 из 55 представленных работ на общую сумму $201,2 млн.

Для того чтобы переплюнуть предыдущие рекорды, Christie"s и Sotheby"s понадобилось чуть более месяца. Последние торги в категории "Импрессионизм и модернизм" эти самые мощные в мире аукционные дома провели 6 и 7 мая в Нью-Йорке, и уже тогда цены зашкаливали. К примеру, средняя цена на торгах Sotheby"s составила $5,7 млн., хотя еще в феврале в Лондоне она не превышала $3,5 млн. При этом эксперты отмечают, что уровень произведений не слишком высок.

Битва за Моне
Классической живописи хорошего качества на арт-рынке осталось не так уж и много: самые лучшие работы либо висят на стенах музеев по всему миру, либо уже давно хранятся в частных коллекциях. Поэтому когда дом Christie"s выставил на торги полотно Клода Моне "Пруд с кувшинками", ажиотаж поднялся нешуточный.

Написанная в 1919 году картина входит в серию из четырех пейзажей с кувшинками. Один из них хранится в нью-йоркском музее "Метрополитен", второй – в частной коллекции, а третий и вовсе не дошел до наших дней. Цену в $36 млн., с которой стартовал торг, для произведения такого уровня сложно назвать высокой. Однако даже самые фанатичные коллекционеры отступили, когда стоимость полотна удвоилась.

Торги на Christie"s еще раз доказали, что Клод Моне – один из самых дорогих сегодня художников. А заодно продемонстрировали, насколько быстро могут дорожать произведения искусства. Предыдущий ценовой рекорд на работы импрессиониста был установлен в мае этого года. Тогда на нью-йоркских торгах Christie"s картина Моне "Железнодорожный мост в Аржантее" ушла с молотка за $41,5 млн.

Полотно оказалось весьма удачной долгосрочной инвестицией для своих предыдущих владельцев. Семья американского арт-дилера Давида Нахмада купила "Мост в Аржантее" в 1988 году за $12,6 млн. Тогда стоимость приобретения уступала лишь одной картине импрессиониста – 20 лет назад самой дорогой работой Моне считалась картина "На лужайке", проданная за $22,5 млн. на Sotheby"s. Не исключено, что, попади она на арт-рынок сейчас, последний рекорд оказался бы с легкостью побит.

Искусственные рекорды
Вкладывать миллионы в проверенную временем классическую живопись сегодня так же выгодно, как и 20 лет назад. Коллекционеры прекрасно это понимают и скупают на аукционах импрессионистов и модернистов. На минувших торгах Christie"s с молотка ушли 66 лотов из 81. За значительную часть проданных картин покупатели заплатили гораздо больше их первоначальной стоимости.

Сенсацией вечера стали натюрморт Натальи Гончаровой "Цветы" и пастель Эдгара Дега "Танцовщицы у станка". Картина художницы русского авангарда начала ХХ века была продана за $10,8 млн. Это рекорд не только для русской классической живописи, но и для женщин-живописцев того периода. А работа французского импрессиониста ушла за $26,5 млн., что для выполненного пастелью рисунка очень даже немало. До начала торгов эксперты оценили произведение в $7,9–12 млн.

Популярностью пользовалось также полотно Пабло Пикассо "Графин (бутылка и стакан)". При начальной цене в $5,9 млн. его по телефону приобрел неизвестный покупатель за $7,3 млн. Покупка вполне отражает последние тенденции. "Раньше хорошо себя чувствовало легкое искусство и художники с громкими именами. Страдали более сложные произведения, даже Пикассо не был защищен. А теперь, если кто-то не заметил, фаворитом сезона оказался Джакометти", – описывает тренды Стюарт Уолцер.

Живопись и скульптуры швейцарского сюрреалиста и правда сложно назвать легкими для восприятия. Но и они теперь ставят рекорды. На майских торгах Christie"s скульптура Альберто Джакометти "Место II" была продана за $14,6 млн., а "Большая стоящая женщина II" – за $27,5 млн.

В струю попала и работа Джино Северини "Танцовщица". Полотно относится к периоду, когда он экспериментировал с абстрактными формами. И если раньше коллекционерам хотелось чего-то попроще, то теперь они готовы и к сложным формам. Более того, они согласны платить за них дорого. "Ценители искусства должны радоваться тому, что, несмотря на мрачные предсказания, у арт-рынка, похоже, вполне здоровое будущее", – приветствует подорожание произведений искусства британский арт-эксперт Чарльз Дапплин.