Начиная с 2005 года, интерес к музеям по всему миру неуклонно растет: увеличивается посещаемость музеев, активно строятся музейные здания, открываются новые экспозиции. Однако в Украине ситуация другая
Цифры по количеству посетителей известных музеев мира поражают. К примеру, в лондонскую галерею "Тейт" в среднем приходит 7,2 миллиона людей в год, в Дрезденскую галерею – 3 миллиона, в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке – 1,3 миллиона, а в Третьяковскую галерею в Москве – 1,5 миллиона людей.
Что касается киевских музеев, то здесь ситуация выглядит намного скромнее. Как оказалось, Украина и Западная Европа живут в двух разных парадигмах музейного дела.
Так, музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков посетили 50 тысяч человек в год. При этом в музее объяснили, что это не так уж и мало, ведь здание музея небольшое, и много посетителей вместить не может. Киевский национальный музей русского искусства ежегодно посещают около 66 тысяч человек. Но самая низкая посещаемость оказалась у Национального художественного музея Украины, несмотря на его декларируемый статус главной художественной сокровищницы страны. В 2011 году в этот музей пришли 48 500 человек, а планировалось около 70 тысяч посетителей. Эта цифра стала самой низкой за последние 5 лет - из года в год посещаемость музея падает. В 2007 году здесь было 82,7 тысяч посетителей, в 2008 - 77,2 тысячи, в 2009 - 46 тысяч, а в 2010 - 50 тысяч.
Но, тем не менее, постоянные очереди в Pinchuk Art Centre говорят о другом. К примеру, только одну выставку Олафура Элиассона в арт центре Пинчука посетило более 100 тысяч человек, а на выставку Дэмиана Херста за первые три дня пришли 10 тысяч любителей искусства.
Причину низкого интереса к музеям Киева объяснила Татьяна Миронова - директор Национального художественного музея.
"Я вижу на примере Национального художественного музея, что, несмотря на глубокий профессионализм в области искусства, здесь практически отсутствует ориентация на эффективный маркетинг и современные технологии продвижение как самого музея, так и отдельных выставок. Причем, выставки организовываются очень интересные, но основная информация о них передается из уст в уста, что, конечно же, недостаточно для главного музея страны. Сегодня в первую очередь необходимо сделать упор на активное сотрудничество с украинской и международной прессой, заняться разработкой креативных рекламных кампаний музея в целом, размещением рекламы", - отметила она.