В Украине растет спрос на услуги детективных агентств. Деликатные дела, за которые не берется милиция, готовы вести частные сыщики
Гувернантка из Киева Галина Бондарь в поисках работы обратилась за помощью в кадровое агентство. Когда там попросили предъявить рекомендации с предыдущего места работы, она заявила, что потеряла бумаги. В агентстве пожали плечами и "заказали" Галину частным детективам. Те разведали, где раньше трудилась женщина, выяснили, что у нее нет ни судимостей, ни задолженностей по кредитам, пообщались с родителями, чьих детей Бондарь воспитывала. "Только получив на меня полное досье, в агентстве предложили мне работу", — рассказывает гувернантка. Тогда это ее возмутило, но скоро она и сама звонила в сыскную контору.
Покупая квартиру, Галина напрямую, без риелтора, связалась с хозяином жилья — хотела сэкономить. "Я очень боялась обмана, — признается она. — И, вспомнив, как кадровики "заказали" меня детективам, тоже воспользовалась их услугами". За 2000 грн. сыщики добыли документацию на квартиру, развеяв сомнения Галины. "Спокойствие, которое я обрела, стоило этих денег", — считает она.
Несмотря на то, что детективные услуги в Украине по сути вне закона, этот рынок переживает расцвет. По данным Всеукраинской ассоциации частных детективов, за последние два года количество сыскных агентств в Украине возросло в десять раз – до 500, а обращались в них по разным поводам 15% украинцев.
Детективным бюро приходится скрываться за вывесками охранных фирм, консалтинговых компаний и даже средств массовой информации. Закона, регламентирующего их деятельность, в Украине нет, в отличие, например, от России, где такой закон действует с 1992 года. Конечно же, большинство сотрудников сыскных бюро никакие не консультанты и не журналисты, а бывшие работники правоохранительных органов. "После отставки милиционеры обычно уходят либо в охранные фирмы, либо в частные детективные агентства, — говорит начальник управления по связям с общественностью МВД Владимир Полищук. — У меня есть знакомые, которые занимаются частным сыском, но отмечу, что законом эта деятельность не урегулирована".
По словам Полищука, детективы могут выполнять заказы интимного характера: выявлять внебрачные связи, факты супружеской неверности с предоставлением фото- и видеоотчетов. Но за оперативно-следственные действия они не берутся. "Вопрос легализации детективной деятельности в Украине спорный и требует общественной дискуссии", — считает Полищук. Тем временем только за последний месяц около 300 бывших сотрудников правоохранительных органов, спецслужб и разведки изъявили желание заниматься частным сыском, обратившись в Ассоциацию частных детективов. "Более тридцати из них уже трудоустроились", — рассказывает президент ассоциации Игорь Цминский.
Следствие ведут репортеры
32-летний киевлянин Александр Криворчук всю жизнь проработал в СБУ, но три года назад уволился и организовал частное сыскное агентство "Бюро личных ситуаций и безопасности бизнеса". "Не пришлось менять специфику деятельности: чему научило государство, тем и занимаюсь", — смеется Александр. Правоохранительные органы не справляются с нынешним числом правонарушений. К тому же из-за низкой зарплаты у них слабая мотивация. "По всем показателям детективы эффективнее, — утверждает сыщик. — Тем не менее мы находимся вне закона". По этой причине сыскные агентства не могут открыто рекламироваться, вынуждены отказываться от дел с уголовной составляющей — милиция не имеет права допускать их к таким расследованиям. "Каждый выкручивается, как может: работают под прикрытием адвокатских контор или СМИ", — рассказывает Криворчук. Схема простая: в Минюсте регистрируется какое-нибудь бюро по предоставлению информационных услуг, и тогда слежка, сбор компромата или рассылка запросов в госорганы становятся частью "журналистских расследований".
Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.
Детектив Юрий Конрад прошел почти тот же путь, что и Криворчук. В прошлом он сотрудник уголовного розыска. Выйдя на пенсию, открыл агентство "Конрад", официально — консалтинговую компанию. "Никто не хочет давать детективам право вникать в чужую личную жизнь, — говорит Юрий. — Ведь это прямо нарушит конституционные права человека". Тут, считает он, без поправок в Конституции не обойтись.
Сыщик на ставке
Нелегальность сыскной деятельности не мешает агентствам сотрудничать с корпоративными клиентами и зарабатывать неплохие деньги. Например, одна из самых популярных услуг в Бюро личных ситуаций и безопасности бизнеса — проверка на детекторе лжи, полиграфе. Если процедуру проходит соискатель должности, тест обойдется в $150–200. Если же ведется служебное расследование по факту кражи, стоимость услуги возрастает до $300 за одного человека. "Проверяем помещения на прослушку, — говорит детектив Криворчук. — А против партнеров-мошенников применяем "черный пиар". Проще говоря — шантаж. Сыщики ищут на задолжавших предпринимателей компромат, после чего тем выгоднее рассчитаться с долгами, чем получить огласку "нарытого" детективами материала.
В сыскном агентстве "Конрад" берутся и за более сложные дела. Например, за выявление на предприятии "крота" — сотрудника из конкурирующей фирмы. Детективное агентство внедряет в организацию своего сыщика, и тот в ходе работы находит шпиона. "Но самое сложное — внедрение собственного разведчика к конкурентам", — рассказывает директор агентства Юрий Конрад. Для старта такой авантюры понадобится несколько тысяч долларов.
Кроме того, детективу придется ежемесячно выплачивать зарплату в $2000–3000. И это не учитывая затрат на само расследование, которое может длиться годами. Поэтому заказывают эту услугу состоятельные люди и предприятия.
На хлеб насущный детективы зарабатывают проще. "Больше половины расследований — проверка образа жизни ребенка или выяснение порядочности делового партнера, розыск людей или проверка на верность супругов", — объя-сняет детектив Криворчук.
Такие дела не входят в компетенцию милиции, и людям просто не к кому обратиться, кроме частных сыщиков.
Крымчанка Анна Слипыч, переехав в столицу, прервала связь со всеми прежними знакомыми и друзьями. Но через несколько лет поняла, что тоскует по старому другу, которому так и не успела признаться в любви. Самостоятельно отыскать его не вышло, поэтому Анна наняла детектива. "Спустя пару дней он доложил мне, что друг мой женат, — вздыхает девушка. — Я не хотела вторгаться в чужую семью, поэтому расследование пришлось прекратить". Правда, оценив эффективность работы сыщиков, Анна намерена проверить на верность своего нового возлюбленного. "Доверяй, но проверяй", — лукаво улыбается она.
Легалайз
В парламенте неоднократно рассматривали законопроекты, направленные на легализацию детективной деятельности, но всякий раз они не набирали достаточного количества голосов. Сначала законодатели хотели разрешить частным сыщикам собирать биографические данные и информацию для обращения заказчика в суд, разыскивать пропавших людей, наблюдать за ними, изучать документы, использовать в работе оптические и радиоустройства. Но в последних законопроектах запрещена и прослушка, и съемка в помещениях без согласия их хозяев. Если раньше депутаты предлагали разрешить сыщикам в ряде случаев использовать огнестрельное оружие, наручники, резиновые дубинки, слезоточивый газ, то в последней редакции об этом ни слова.
"Наше общество боится всего неизвестного, — считает депутат Владимир Олийнык (Партия регионов), соавтор последней редакции "сыскного" законопроекта, снятого с рассмотрения в мае. — Но поскольку на рынке такая услуга востребована, надо ее выводить из тени. Я не думаю, что принятие такого закона может навредить людям. Главное — ввести обязательное лицензирование работников этой сферы, предъявляя к ним строгие требования". По мнению депутата, после грядущего сокращения силовых органов многие люди окажутся безработными. И в случае легализации детективной деятельности они смогут применять свои опасные навыки под контролем государства.
Сергей Одаренко, Фокус