Разделы
Материалы

Красота по-швейцарски. Главные события и покупки ярмарки современного искусства Арт-Базель

На крупнейшей в мире ярмарке современного искусства "Арт-Базель" в этом году торговали видеозарисовками из жизни летучих мышей, автопортретами умирающего художника и шелкографией с бриллиантовым напылением

У Ларри Гагосяна показывают кино, шутили критики. На самом деле знаменитый нью-йоркский арт-дилер привез видеоработу художника Ричарда Филлипса. В короткометражке снялась американская актриса Линдси Лохан — все 18 минут фильма она разгуливает по берегу океана и позирует на камеру. А вот к стенду британца Джереми Деллера зрители со слабыми нервами предпочитали не подходить. Художник снял 3D-фильм "Исход" о том, как из пещеры где-то в Техасе вылетает стая летучих мышей. Работу так и не купили, но ажиотаж у стенда был обеспечен.

Счет подобным аттракционам на крупнейшей в мире арт-ярмарке современного искусства "Арт-Базель", прошедшей в Швейцарии с 14 по 17 июня, шел на сотни. Ежегодно в Базель, где в этом году ярмарка прошла в 43-й раз, съезжаются ведущие международные галеристы, арт-дилеры, художники и коллекционеры. На этот раз "Арт-Базель" посетили 65 000 человек, а свои работы представили более двух с половиной тысяч художников из Северной и Латинской Америк, Европы, Азии и Африки. Такими цифрами не может похвастаться ни одна другая арт-ярмарка: на старейшую в мире "Арт-Кельн" в ее лучшие времена собиралось 60 000 посетителей за неделю, а участников набиралось чуть больше двух сотен.

Для галереи попасть на один из 306 стендов базельской ярмарки, которую еще иногда называют "Олимпийскими игами от искусства", не так уж просто. Желающих всегда очень много, в этом году, например, отборочная комиссия, состоящая из арт-дилеров из разных стран, просмотрела 950 заявок. Лишь для того, чтобы попасть в этот длинный список, каждой галерее нужно заплатить обязательный взнос $650, который не возвращается, даже если галерея не прошла отбор. "Мы всегда смотрим на программу галереи и ее художников, на манеру представлять работы и присутствие на других арт-ярмарках", — рассказывает один из отборщиков "Арт-Базеля" Клаес Норденхаке.

Причем если отборочная комиссия принимает положительное решение один раз, это вовсе не гарантирует, что галерея сможет присутствовать на арт-ярмарке и через год. Претендентам нужно доказывать свою состоятельность ежегодно. Поэтому галеристы стараются изо всех сил. Например, используют провокации, как небольшая галерея из Брюсселя, владельцы которой повесили на своем стенде табличку "Извините, мы закрыты". На самом деле вывеска, не отпугнувшая самых решительных посетителей, обозначала название галереи, на стендах которой разместилась "Смертельная серия" художника Бернара Баффета. Несколько лет назад у него обнаружили болезнь Паркинсона, и художник стал рисовать автопортреты в виде скелетов, а спустя полгода такого творчества покончил с собой. Драматичная история, как и положено, улучшила продажи работ.

Другим путем пошла 23-летняя дебютантка "Базеля" из Йоханнесбурга Александра Махлуф. Лондонская галерея "Фред" представила 29 ее небольших работ, нарисованных чернилами, гуашью и акварелью на бумаге. Большинство из них галерея продала по цене 500–1500 евро. "Художнице всего 23 года, поэтому ее рисунки стоят недорого. Но зато благодаря невысокой цене их активне покупают", — прокомментировал владелец галереи Фред Манн.

Самой же дорогой картиной на нынешнем "Арт-Базеле" стало полотно "Без названия" Марка Ротко. За него лондонская галерея Marlborough Fine Art просила $78 млн. Для произведений художника такая цена не предел — аукционный рекорд Ротко был поставлен в этом году в Нью-Йорке, где полотно "Оранжевый, красный, желтый" продалось на торгах Christie"s за $87 млн.

Главные продажи на крупных арт-ярмарках происходят еще до официальных открытий — в дни VIP-показов. В прошлом году в Базеле желающих попасть на длящийся всего один день закрытый показ было так много, что на входе в основной павильон случилась давка. Поэтому на нынешнем "Арт-Базеле" организаторы растянули VIP-показ на два дня. "Новая система очень нравится коллекционерам, они могут расслабиться и не торопиться, — говорит арт-дилер из Нью-Йорка Джейн Каллир. – Но она не создает той атмосферы соревновательности, которая всегда помогает повышать цены и уровни продаж". Впрочем, с коммерческой точки зрения нынешний "Арт-Базель" все же не пострадал — благодаря двухдневному потоку состоятельных клиентов многим галереям удалось продать даже больше обычного.

Отечественные галереи до Швейцарии не доезжают: слишком затратно, да и отбор жесткий. Украинским художникам везет чуть больше: у них появляется шанс засветиться в Базеле, если их представляют галереи других стран. В этом году так произошло с Сергеем Братковым, Стасом Волязловским и Сергеем Зарвой. Их работы на "Арт-Базель" привезла московская галерея Regina. Правда, успешными продажами никто из них похвастаться пока не может.

Налетай, подорожало
Европейский экономический кризис не испугал коллекционеров современного искусства. На нынешнем "Арт-Базеле" состоялось множество крупных сделок. Фокус выбрал десятку самых удачных.

1. Лондонская Pace Gallery продала абстрактное полотно "A.B. Курбе" немца Герхарда Рихтера, написанное художником в 1986 году, на второй день VIP-показа. Точную цену сделки в галерее не называют, однако первоначальная стоимость картины составляла $25 млн.

2. Нью-йоркская Acquavella Gallery привезла в Базель полотно Энди Уорхола "Йозеф Бойс", выполненное в 1981 году в фирменной для художника шелкографической технике с бриллиантовым напылением. "Мы попросили за нашего Уорхола $10 млн", — сказал галерист Николас Акуавелла.

3. Не назвавший своего имени европейский коллекционер купил за $6 млн полотно "Приказы" художника Филипа Гастона. Картину, датированную 1978 годом, привезла работающая в Нью-Йорке, Лондоне и Цюрихе галерея Hauser & Wirth.

4. Цюрихская галерея Galerie Gmurzynska продала картину кубинского сюрреалиста Вильфредо Лама "Фигура присяжного (Анаму)", выполненную в смешанной технике в 1943 году. Произведение стоило $3 млн и отправилось в частную коллекцию.

5. Нью-йоркская галеристка Пола Купер продала за $3 млн собственный портрет, написанный американским художником Рудольфом Стингелом. По слухам, покупателем стал известный французский коллекционер Франсуа Пино.

6. Нью-йоркский галерист Дэвид Цвирнер продал за $2,6 млн инсталляцию из шести плексигласовых частей "Без названия", созданную американцем Дональдом Джаддом в 1981 году.

7. Самой дорогой из проданных на "Арт-Базеле" скульптур стала "Изогнутая фигура" французской художницы Луис Буржуа. Работу продала галерея Hauser&Wirth за $2 млн.

8. Арт-дилер Пер Скарстедт привез в Базель написанный в 1984 году автопортрет Альберта Оелена и продал его за $1,5–2 млн.

9. Еще одна удачная для галереи Hauser&Wirth сделка — продажа за $1,8 млн недавно созданной Полом Маккарти деревянной скульптуры "Белоснежка и принц на коне".

10. Вашингтонская галерея Blum&Poe представила на "Арт-Базеле" одного из самых известных современных художников мира японца Такаши Мураками. Созданный им в этом году диптих "Шангри-Ла, голубой / Шангри-Ла, розовый" был продан за $1,5 млн.