Разделы
Материалы

Жизнь Радована Караджича могла бы стать сюжетом для фильма

Радован Караджич вполне мог бы стать киношным персонажем – жизнь бывшего лидера боснийских сербов напоминает трагические и абсурдные фильмы его земляка Эмира Кустурицы 

Выдача бывшего лидера боснийских сербов Гааге стала для демократического правительства Тадича еще одной победой: в обмен на Радована Караджича и Ратко Младича стране посулили сближение с ЕС. Впрочем, местонахождение генерала Младича пока неизвестно. Что же касается Радована Караджича, то, по словам его брата Луки и личного адвоката Светозара Вуячича, перед встречей с правосудием он пребывает в хорошем расположении духа: подстригся, вернув себе прежний облик, и заявил, что подготовил особую тактику защиты в Международном трибунале.


Прощай, целитель

Караджича взяли в белградском автобусе №73, который должен был доставить его в пригородный спа-центр. Ясна, свидетельница ареста, говорит, что все произошло очень быстро. Четверо молодых людей подошли к седовласому господину с бородой, который читал какой-то буклет. Один из них сказал: "Не двигайтесь. Мы следим за вами уже 15 дней". Они не спросили у него удостоверения личности, просто подняли с места и одели наручники. Он не сопротивлялся. При себе у арестованного оказались два мобильных телефона, лэптоп, 600 евро и сумка с одеждой.

Некто Драган Дабич, психиатр, последние 13 лет постоянно проживал в Белграде, практиковал нетрадиционную медицину и писал статьи о психическом здоровье. Своим пациентам целитель внушал истины, почерпнутые у китайских мудрецов. У Дабича был личный сайт с девизом "Врачевание ран", и все желающие могли связаться с ним по указанному там же электронному адресу.

Предположить, что в Сербии не знали, кто скрывался под этим именем, сложно: у Караджича немало сторонников, и значительная часть населения ему симпатизирует. Показательно, что глава МВД Сербии Ивица Дачич, некогда один из приближенных Слободана Милошевича, заявил, что его ведомство не имело отношения к этому аресту. Кроме того, сами представители мирового сообщества, жаждущие вырвать власть из рук Караджича, в свое время пообещали ему: если уйдешь в подполье, тебя будут искать, но сделают вид, что не могут найти. Дочь Караджича Соня подтвердила, что в 1996 году ее отцу было гарантировано снятие обвинений Международного трибунала. Для этого он должен был выйти из игры и оставить политику. Караджич согласился, подписав соответствующий документ с представителем США дипломатом Ричардом Холбруком, творцом Дайтонского мирного договора, который положил конец боснийской войне.

Человек со связями
В далеком 1992 году, в разгар югославской трагедии, писатель и лидер запрещенной в России Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов встретился с Радованом Караджичем в предместье Сараево.

– Типично сербская внешность: высокий, статный, сильный. Пышные седеющие волосы, – рассказывает Лимонов Фокусу. – Мы общались по-английски. Он прочел мне несколько своих стихотворений, на мой взгляд, весьма талантливых. В целом Караджич произвел на меня впечатление высокообразованного человека, очень мощной и притягательной личности.

Бывший идеолог сербского национального движения и лидер Республики Сербской, работая под именем доктора Дабича, не лукавил со своими больными в одном – он действительно дипломированный психиатр и доктор наук. В остальном биография, изложенная на сайте, не имеет ничего общего с истинной.

Радован Караджич родился в 1944 году в Черногории. Будучи студентом медицинского факультета университета Сараево, принимал активное участие в политической жизни страны и уже тогда приобщился к творческой элите. Год он проучился в Нью-Йорке. Караджич выпустил восемь поэтических сборников, а в 1993 году получил российскую премию им. Шолохова. В 1989-м он основал демократическую партию; в 1992-м стал первым президентом Республики Сербской, расположенной на территории Боснии и Герцеговины.

МТБЮ (Международный трибунал по бывшей Югославии) обвиняет Караджича в геноциде боснийских мусульман и преступлениях против человечества. В глазах европейского сообщества он разжигатель войны, балканский бин Ладен. Для сербов все не так однозначно.

– По мнению большинства сербов, Караджич просто боролся за свою страну. Да, он совершал роковые ошибки, но ведь это война, а не увеселительная прогулка, – говорит Фокусу один из лидеров международной организации "Объединенная сербская диаспора Евразии" Драган Станоевич. – Обвинять его в геноциде – это, мягко говоря, сгущать краски. Мы глубоко религиозный народ, и есть вещи, через которые мы не можем переступить. Сербы не стреляют в детей, женщин и церковнослужителей.

Ближайшее окружение Караджича – научная и творческая интеллигенция. Его друг, академик Коста Чавошки, член Белградской академии наук и искусства, войдет в международную группу экспертов, которая будет готовить материалы для защиты Караджича в Гаагском суде. На просьбу Фокуса прокомментировать последние события Чавошки ответил отказом.

– Я не могу в этих обстоятельствах говорить о Радоване, – сказал ученый.

Весной 1992-го кандидатур на роль лидера сербского национального движения в Боснии хватало: от ректора Сараевского университета Кецмановича до кинорежиссера Эмира Кустурицы. Почему выбрали именно Караджича?

Его соратник, писатель и политик Мирослав Тохоль считает, что прийти к власти Караджичу помогли не столько лидерские качества, сколько обширные связи. Как врач и как литератор он пользовался авторитетом у тысяч самых разных людей. Он любил народную музыку, увлекался спортом и в качестве психолога консультировал футбольную команду "Сараево". Народ нуждался в герое, который бы воплотил национальную идею "Где сербский гроб – там Сербия". Что Караджич и сделал.

Око за око
К тому моменту Европа признала независимость Боснии и Герцеговины от Югославии. На следующий день проживающие в крае сербы провозгласили создание Республики Сербской. Это положило начало бойне, которая продлилась 42 месяца и унесла жизни 300 тыс. человек.

Территориальное деление было нечетким, и боснийцы под командованием Насера Орича создали свой оплот в тылу сербов, в Сребренице, окрестности которой населяли мусульмане, поддержавшие инициативу. По данным сербской стороны, в результате погромов погибло более 3 тыс. сербов, многие были вынуждены бежать. Совет Безопасности ООН вмешался в ситуацию и, объявив Сребреницу зоной безопасности, разместил там 600 голландских миротворцев. Мировое сообщество надеялось, что все разрешится мирным путем, но в 1995 году Караджич отдал распоряжение об осаде города, и на сей раз жертвами стали боснийцы. Орич бежал, голландцы отказались принимать участие в боях, и тогда на помощь подоспели войска НАТО, которые атаковали наступающих сербов с воздуха. Впрочем, недолго: Младич заявил, что за это придется расплачиваться миротворцам. Именно поэтому его и Караджича обвиняют в создании живого щита для своих солдат.

Один из самых кровавых эпизодов – расстрел 13-тысячной колонны отступавших мусульман-боснийцев. Военные погибли в бою, безоружные разбежались. Бойцы генерала Младича отлавливали их и уничтожали. По данным МТБЮ, их жертвами стали 8 тыс. человек.

Фарук Тулич пишет на форуме боснийцев Best of Joomla: "Я был ранен в ногу в Сараево и чуть не умер. Нас просто-напросто хотели истребить. Я и моя семья празднуем арест мясника Караджича. Уверен, что справедливость есть".

В свое время МТБЮ призвал к ответу и боснийского военачальника Насера Орича, которого тоже судили за геноцид. Он получил два года тюрьмы, что нынешний президент Сербии Тадич назвал позором. Всего за время существования трибунала было проведено 142 судебных процесса, в том числе 92 против сербов, 8 против косовских албанцев и 7 против боснийских мусульман. Сербы считают, что МТБЮ давно дискредитировал себя и использует двойные стандарты. Радован Караджич после ареста заявил, что во имя справедливости его должны судить в Сербии, а не в Голландии. При этом формально Караджич является гражданином Боснии и Герцеговины.

Карта бита
Караджич предупредил: у МТБЮ будет с ним много проблем. Себя он считает "коронным" свидетелем, которому есть что сказать, а европейских лидеров и США 1990-х – преступниками, которые разрушили Югославию и спровоцировали религиозные и военные столкновения. Караджич называет Международный трибунал политическим инструментом и позором для Европы.
– Правительство Тадича, объявившее евроинтеграцию своим приоритетом, пришло к власти благодаря американским деньгам, и теперь им приходится их отрабатывать, – считает Драган Станоевич. – Решение об экстрадиции Караджича только подтверждает это. Кто ответит за ущерб, который нанесли войска НАТО, бомбившие Белград?

Жизнь в Сербии нелегка, а репутация страны за последние два десятилетия очень пострадала. Сербы с надеждой смотрят в сторону Запада: 67% граждан высказались за вступление в ЕС. Так или иначе, даже тех, у кого в домах висят портреты Караджича, больше заботит собственное благополучие, чем судьба национального символа.

Многоликий Караджич

Литератор
Автор 8 поэтических сборников, лауреат премии им. Михаила Шолохова
Медик Дипломированный психиатр, доктор наук и народный целитель Военачальник Главнокомандующий сербскими войсками во время войны в Югославии Отец нации
В 1992 году избран первым президентом Республики Сербской
Преступник МТБЮ обвиняет Караджича в геноциде и преступлениях против человечества