Дети из небольших семей достигают большего в карьере и общественной жизни, но хуже продолжают свой род по сравнению с выходцами из многодетных семейств, что противоречит общепринятым представлениям о роли семьи в современной демографии
Ученый Анна Гудман из Лондонской школы гигиены и тропической медицины (Великобритания) и ее коллеги изучали данные, собранные в рамках долговременной программы наблюдения за жизнью 14 тысяч шведов, родившихся в начале 20 века, и их потомков, пишет
РИА Новости.
В ходе программы использовались данные социальных служб Швеции о жизни этих людей, включая их школьные отметки, место работы и этапы карьерного роста.
На базе полученных данных ученые провели сравнительное исследование, которое помогло выявить насколько успешными с социальной и эволюционной точки зрения были шведы, родившиеся в малых и больших семьях.
В рамках работы учитывались такие показатели, как, в частности, оценки в школе и университете и уровень дохода во взрослой жизни. Эти факторы были индикаторами социоэкономической успешности.
В качестве "дарвиновского", то есть эволюционного, показателя успеха, учитывалось наличие семьи в 40 лет и младше, а также количество потомков.
Как показало исследование, шведы из небольших семей добивались успеха в карьере, образовании, общественной жизни, однако хуже продолжали свой род, в отличие от выходцев из многодетных семей.
Ученые отмечают, что этот феномен распространяется не только на представителей первого поколения, но и на их детей и внуков.
"Одно из наших самых интересных открытий - то, что дети из изначально богатых семей получали намного больше плюсов от ограничения размеров семьи по сравнению с бедными людьми. Небогатые семьи приобретают относительно немного, ограничивая число детей, так как успешность их детей зависит от множества социальных факторов, а не от вклада родителей в их жизнь. Это объясняет, почему рождаемость падает сначала на верхушке общества, и только потом в его нижней части в большинстве государств мира", - заключает другой участник группы Дэйвид Лоусон из университетского колледжа Лондона (Великобритания).
Таким образом, Гудман и ее коллегам удалось показать, что ограничение размеров семьи приводит к росту социального благополучия, но ухудшает шансы на продолжение рода у будущих поколений.
Как полагают ученые, их работа поможет политикам лучше формулировать стратегии, направленные на развитие детей из многодетных семей.