Высший суд Европейского союза в Люксембурге подтвердил права беженцев, подвергающихся на родине преследованиям по религиозным мотивам. Теперь им будет легче получить убежище в странах Евросоюза, в том числе и в Германии.
Европейский суд в Люксембурге вынес 5 сентября решение: страны Евросоюза обязаны предоставлять убежище иностранцам, которые подвергаются дома преследованиям за публичные проявления своей религиозной принадлежности, если эти преследования будут признаны достаточно серьезными.
Кто в Евросоюзе может претендовать на статус беженца
Действующая директива Евросоюза о предоставлении статуса беженца предусматривает, что в ЕС должны в принципе давать этот статус гражданам третьих стран, если они у себя на родине подвергаются преследованиям по расовым, религиозным, национальным и политическим мотивам или из-за принадлежности к определенной социальной группе. Как преследования расцениваются действия, которые представляют собой грубые нарушения основных прав человека.
Все это - в теории. А на практике исход запросов о предоставлении убежища зачастую зависел от того, какие нарушения суды трактовали как "достаточно тяжкие". Например, когда речь шла о преследованиях по религиозным мотивам суды, особенно в Германии, приводили такой аргумент: если лица, исповедующие запрещенную в какой-либо стране религию, не могут проявлять свою религиозную принадлежность открыто, то они ведь могут делать это в частном порядке, не привлекая внимания общественности.
Немецкие суды вынуждены разбираться в течениях ислама
Запрос, по которому было принято решение Европейского суда, поступил в Люксембург из Германии. Речь шла о предоставлении убежища двум беженцев из Пакистана, принадлежащих к ахмадийской мусульманской общине. Ахмадия - это обновленческое течение в исламе. Однако в Пакистане, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, ахмадитам запрещено называть себя мусульманами и отправлять свои религиозные культы. Нарушения караются лишением свободы на срок до трех лет.
Ахмад - второе имя пророка Мухаммеда. А основатель Ахмадии - Мирза Гулам Ахмад - провозглашал себя, среди прочего, перевоплощением пророка. Между тем, кощунственные высказывания о пророке Мухаммеде в Пакистане могут повлечь за собой пожизненное заключение или даже смертную казнь.
Суды разных инстанций выносили в ФРГ прямо противоположные решения по делу двух пакистанских беженцев, пока Верховный административный суд Германии не обратился к Высшему суду Европейского союза.
Угроза смертной казни - достаточно тяжкий вид преследования
Теперь Европейский суд внес некоторую ясность в практику применения закона. Во-первых, он указал, что свобода вероисповедания предполагает и право на публичное проявление своей религиозной принадлежности и открытое отправление религиозных обрядов.
Во-вторых, решающим фактором при решении вопроса о предоставлении статуса беженца является только жесткость преследований и тяжесть наказаний, которые грозят верующему. Представитель ахмадийской общины в Германии Мухаммед Дауд Майока указывает, что хотя до сих в Пакистане ни один смертный приговор в отношении ахмадитов не был приведен в исполнение, немало его единоверцев, приговоренных к высшей мере, сидят в камерах смертников, ожидая решения своей судьбы.
Новые критерии
Европейский суд сформулировал целый ряд критериев, с помощью которых впредь предстоит определять, можно ли расценивать преследования как "достаточно тяжкие". Правоведы, проанализировав все юридические тонкости, приходят к выводу: это решение серьезно защитило права лиц, добивающихся в странах ЕС убежища по религиозным мотивам.
Юрист неправительственной организации Pro Asyl Марай Пельцер (Marei Pelzer) в интервью католической радиостанции Dom Radio указывает, что раньше суды в Германии очень узко интерпретировали положения Женевской конвенции о статусе беженцев. Теперь предстоит пересмотреть многие старые решения. Кроме того, вновь прибывающие беженцы могут и в Германии публично проявлять свою религиозную принадлежность. Например, бывшие мусульмане из Ирака, принявшие христианство смогут открыто исповедовать свою религию.
Источник: Русская служба DW