Разделы
Материалы

Обновить профиль. Топ-10 альтернативных социальных сетей

Времена, когда украинцы массово регистрировались в Facebook и "ВКонтакте", уходят в историю. В игру вступают альтернативные социальные сети, объединяющие людей по увлечениям и способам восприятия

Считаете себя модным, потому что удалили аккаунт в "Одноклассниках" и разменяли первую тысячу друзей в Facebook? Как бы не так. Пик интереса интернет-пользователей к крупнейшим социальным сетям уже позади. Согласно данным аналитической компании comScore, темпы роста аудитории Facebook в США упали до пятилетнего минимума. В апреле 2012-го аудитория крупнейшей соцсети выросла лишь на 5%, тогда как на аналогичный период минувшего года рост составлял 24%. В Украине же спад интереса к Facebook пришелся на март, когда, по данным Watcher, аудитория ресурса даже уменьшилась на 80 000 человек. Убыль наблюдалась также в середине мая и начале августа 2012-го.

Тем временем общее число пользователей социальных сетей, по информации comScore, за период с 2007-го по 2011-й выросло в три раза — с 500 млн до 1,5 млрд. Сегодня 82% всех людей в интернете — активные пользователи социальных сервисов. Именно на них приходится одна из пяти минут, проведенных в интернете. Представители comScore называют рост социальных сетей глобальным культурным феноменом. И особое место в этом феномене занимают узкопрофильные и монофункциональные социальные сети, аудитория которых стремительно растет.

Фокус выбрал десять альтернативных сетей, развивающихся наиболее динамично, и узнал у их украинских пользователей, что нового эти ресурсы привнесли в их жизнь.

Goodreads
Для книголюбов
Год создания: 2006
Число зарегистрированных пользователей: 10 000 000
Число пользователей из Украины: 18 200

За последний год прирост украинских пользователей на портале Goodreads составил 11%. Интерфейс сети представляет собой книжные полки, на которых пользователь сортирует виртуальные тома. Есть полка для прочитанных книг, для тех, которые читаются сейчас, для любимых книг и запланированных на будущее. Читатель может "добавить" книгу на полку, проголосовать за нее в рейтинге, написать о ней отзыв. Менеджер проектов компании Malcos Кристина Потопляк узнала о сайте от друзей — они посоветовали заменить виртуальным аналогом обычный блокнот с ручкой, в котором девушка собиралась вести читательский дневник. "Мне очень понравились опции, представленные на сайте. То, что ты отмечаешь прочитанные книги, стимулирует читать еще больше. Есть рейтинг пользователей — чем больше ты прочитал, тем выше в нем твое место", — говорит Кристина. Также есть возможность просматривать библиотеки друзей, исследовать их литературные вкусы или искать себе единомышленников. По мнению Потопляк, сайт — находка для тех, кто использует электронные книги. "Когда любимая книга — бумажная, ты всегда можешь взять ее с полки и подержать в руках, вспоминая впечатления от прочтения, — отмечает она. — Такая же схема и в Goodreads —
ты просматриваешь свои электронные полки и восстанавливаешь в памяти эмоции".

BuzzNet
Для меломанов
Год создания: 2005
Число зарегистрированных пользователей: 10 000 000
Число пользователей из Украины: 1075

На первый взгляд, BuzzNet выглядит как электронный журнал о поп-культуре. На стартовой странице мелькают все любимцы современной молодежи — тут и новости со съемок "Сумерек", и фотографии Джастина Бибера, и звезды американского "Клуба Микки-Мауса". На деле же это социальная сеть, где ведут микроблоги и общаются на форумах. И не только с друзьями — среди блогеров можно встретить группы My Chemical Romance, 30 Seconds to Mars, HIM, AFI, Lostprophets. Старшеклассница Анастасия Сернецкая родом из украинского города Бурштын сейчас живет и учится в Вашингтоне. Девушка —
фанатка английской группой One Direction. В социальной сети общается с другими поклонниками, сортирует по альбомам фотографии, закачивает видео с концертов. "На BuzzNet я могу найти компанию, чтобы пойти на выступление, обменяться полезными ссылками, посоветовать кому-то любимую композицию", — объясняет Настя. По ее мнению, схожие вкусы в музыке —
это серьезный плацдарм для дружбы.

Flixster
Для синефилов
Год создания: 2007
Число зарегистрированных пользователей: 63 000 000
Число пользователей из Украины: 12 600

Слоган социальной сети Flixster: "Смотри фильмы. Расскажи о них друзьям". В этой фразе передана вся суть ресурса, ведь это большая виртуальная кинотека с возможностью обсуждения увиденного. 32-летняя PR-менеджер рекрутинговой компании Acumen International Евгения Александрова нашла Flixster через Facebook, где сайт представлен приложением, которое используют более чем 2,3 млн человек. "Этой соцсетью пользуются многие мои друзья и коллеги. Там удобно отслеживать новинки кино и подбирать что-то на основе рекомендаций", — рассказывает Евгения. Любимая опция девушки — рецензии известных кинокритиков. Это не только пользователи сайта, но и профессионалы из Guardian, Wall Street Journal, Media Week и других изданий. "Ты не просто смотришь фильмы, ты учишься их понимать, дискутировать с другими киноманами и вырабатываешь собственный вкус", — считает Александрова.

DeviantArt
Для творческих людей
Год создания: 2000
Число зарегистрированных пользователей: 22 000 000
Число пользователей из Украины: около 16 000

Дизайнер Евгения Васильева зарегистрировалась на DeviantArt, как только он появился в интернете. "Это были те времена, когда "ВКонтакте" и Facebook еще не были так популярны, поэтому любая возможность творческой самореализации вызывала восторг. Вот я и зацепилась", — рассказывает Васильева. Сначала девушке на глаза попались несколько интересных фотографий, затем целые галереи авторов из разных уголков планеты. Она начала "подсматривать" интересные техники, общаться с художниками, фотографами. Если находишь свой "круг единомышленников", то источник вдохновения и пространство для самореализации тебе обеспечены. По словам Евгении, структура соцсети не так проста, как кажется на первый взгляд, но даже использование трети функций сайта приносит пользу. Можно вступать в группы по интересам и выкладывать там свои работы — рисунки, фотографии, стихи, ставить "лайки" под чужими работами. Есть возможность участвовать в творческих конкурсах и продавать принты своих работ, а иногда даже найти заказчиков из отдаленных уголков планеты. За последний год украинская аудитория DeviantArt выросла на 8%.

43 things
Для постановки целей
Год создания: 2005
Число зарегистрированных пользователей: 3 000 000
Число пользователей из Украины: неизвестно

Социальная сеть 43 things создана для людей, которые не хотят держать в голове свои цели и стремления, предпочитая оформлять их в красивые списки, объясняет режиссер Анжела Богаченко. Аккаунт на сайте заменил девушке обычный блокнот, теперь все планы и обещания на будущее хранятся в отдельной вкладке браузера.
Структура сайта очень проста: после быстрой регистрации заполняются три простых списка. Первый —
"жизненный лист", куда вносится все то, чего вы бы хотели достичь в принципе. Второй — "цели на год", где в любой момент можно поставить галочку о выполнении. Соответственно выполненная цель отправляется в третью вкладку — "то, что я уже сделал". Также у вас есть возможность обмениваться сообщениями с другими пользователями сайта и подписываться на людей с интересными целями.

Десять самых популярных целей сети: похудеть, написать книгу, перестать лениться, влюбиться, быть счастливым, сделать татуировку, поехать в путешествие без пункта назначения, выйти замуж, увидеть мир и пить больше воды.

Busuu
Для изучения иностранных языков
Год создания: 2008
Число зарегистрированных пользователей: 12 000 000
Число пользователей из Украины: неизвестно

Изучать иностранные языки с их носителями, не отходя при этом от экрана компьютера, — эту возможность получают все пользователи социальной сети Busuu. "Во время регистрации пользователь указывает языки, которыми владеет, и те, которые учит или хочет учить", —
объясняет преподаватель английского Юлия Антоневич. —
После этого появляется графическая картинка под названием "Сад языков" — тут можно наблюдать за улучшением уровня знаний после прохождения онлайн-уроков и тестов. Каждый язык в виде деревца постепенно растет". Стоит только зарегистрироваться, как иностранные участники начинают слать письма с предложениями о бартере — предлагают помочь с одним языком в обмен на другой. Также на сайте есть группы и сообщества, словари и разделы с упражнениями для практики языка.

Gaia Online
Для любителей анимэ
Год создания: 2003
Число зарегистрированных пользователей: около 24 000 000
Число пользователей из Украины: 3900

Первые шаги регистрации уже выглядят как онлайн-игра —
после заполнения анкеты появляются фигурки человечков, и будущий участник выбирает, как будет представлен на сайте. Можно выбрать цвет кожи, глаз, прическу и многое другое. Этот человечек (или аватар) — подвижный герой, который может перемещаться по страницам, "общаться" с другими игроками и выполнять простые игровые движения — ловить жуков, трясти деревья, искать сокровища, собирать цветы. PR-менеджер сети ресторанов Павел Горобей в сети зарегистрирован больше года, но в последнее время старается тратить меньше времени на игры. "Мне больше всего нравились форумы сайта, где можно придумывать сценарии новых игр, обсуждать старые, примерять на себя разные образы. Но в какой-то момент я понял, что это затягивает, и решил ограничить свое время на Gaia до нескольких часов в неделю", — рассказывает Павел.

WAYN (Where are you now?)
Для путешественников
Год создания: 2005
Число зарегистрированных пользователей: 20 000 000
Число пользователей из Украины: 81 670

Where are you now? переводится как "Где ты теперь?". Социальная сеть под этим названием объединяет путешественников из разных уголков планеты. В отличие от знаменитого Couchsurfing, цель этого портала —
не только найти место для ночлега и познакомиться с новыми людьми, но и составить маршрут согласно отзывам других, написать эссе или рецензию, поделиться фотографиями. "По сути, это масштабное сообщество людей, которые любят дорогу. Тех, кто хочет увидеть мир, —
говорит бухгалтер Ольга Мороз. — Часто бывает, что привозишь из путешествия кучу ярких впечатлений, фотографий, но ограничиваться семейным просмотром не хочется. А кому-то мой опыт может быть полезен. Для обмена опытом и создан этот сайт".

FetLife
Для любителей БДСМ (бондаж /связывание/, доминирование, садизм, мазохизм) и фетиша
Год создания: 2008
Число зарегистрированных пользователей: 1 200 000
Число пользователей из Украины: 503

Создатели крупнейшей социальной сети для поклонников БДСМ описывают свой сайт как "Facebook для фетиш-энтузиастов". Пользователи перечисляют в собственном профиле, чем они интересуются и что хотели бы попробовать. Нет никаких ограничений на загрузку фото и видео, включая самые откровенные и те, что были отклонены другими сайтами. Также есть опция личного дневника и частной переписки с другими участниками. Многие используют здесь реальные имена и фото — стесняться некого и так проще найти друзей. Члены сообщества регулярно встречаются — устраивают съезды, мастер-классы, вечеринки. "Я узнал о социальной сети на сайте SexWife, структуру понял не сразу, но заметил, что здесь много иностранцев, — говорит киевлянин bodique, не пожелавший назвать свое настоящее имя. — Так что сеть особо полезна тем, кто хочет найти друзей по интересам за рубежом".

Pair
Для двоих
Год создания: 2012

Уникальная социальная сеть, созданная для двоих и стартовавшая в виде приложения для iPhone, была за первую же неделю скачана более чем 100 000 раз. Секрет успеха — оригинальная идея: только два человека в чате, возможность делиться фотографиями и видео, совершать видеозвонки, писать длинные сообщения, составлять общие списки дел, рисовать в четыре руки на расстоянии и сохранять в календарь яркие моменты и юбилеи, о которых система загодя напомнит влюбленному. Помимо красивого интерфейса, приложение элементарно экономит деньги за звонки и SMS. Но главная фишка этой социальной сети — функция thumbkiss (англ. "поцелуй пальцами"). Когда влюбленные одновременно прикасаются к своим iPhone или сенсорным Android подушечками пальцев, устройство начинает вибрировать, светиться, и на экране проступает отпечаток партнера.

Потехе час: Десять специализированных социальных сетей

Ольга Шиленко, Фокус