Разделы
Материалы

Карта мира. Весна включена. Как остров Мадейра превратили в ботанический и социалистический рай

Писатель Ян Валетов узнал, как маленький остров Мадейра удалось превратить в ботанический, гастрономический и социалистический рай

Размеры рая — около 50 километров в длину и порядка 30 в ширину. Здесь никогда не жарко и никогда не холодно. Цветы, которые у нас могут позволить себе лишь продвинутые флористы, растут у дорог, словно сорняки. Сами дороги, построенные Евросоюзом, не хуже немецких автобанов. Здесь нет хищников, насекомых-вредителей и змей. Комаров, необходимых для опыления растений, разводят на специальной ферме, но долго они не живут. При этом все цветет и пахнет.

Остров в Атлантическом океане не без оснований называют дачным поселком Европы: ежегодно сюда прилетает 4,5 миллиона туристов.

Ромашка king size
Основной аттракцион для гостей острова — это природа. Ведь здесь нет дорогих магазинов и "мишленовских" ресторанов, а пляж в местном понимании — это скальная или бетонная площадка с лестницами, ведущими в воду.

"Мадейра" в переводе с португальского означает "древесина": рассказывают, что для того, чтобы организовать на острове первое поселение, люди были вынуждены поджечь лес. К счастью, справиться с буйной растительностью колонисты не смогли: спустя почти 700 лет после заселения остров остается таким же зеленым. Может быть, потому, что любая человеческая деятельность на высоте более 1000 метров над уровнем моря запрещена законодательно, а большинство территорий на Мадейре охраняется ЮНЕСКО.

Особо потрясает смена ландшафтов: от бурно цветущих субтропиков до высокогорной тундры через каких-то 20 минут подъема на автомобиле по горной дороге; от безбрежной океанской сини до черно-красных горных вершин с подушками облаков; от 27 градусов тепла на берегу до 12 на высокогорье.

Растения на райском острове за сотни лет жизни в этих экзотичных условиях преобразились: к примеру, вереск из низкого кустарника стал деревом, а дерево мимозы поражает воображение размерами и обилием плодов. Но это еще не все: я лично видел ромашковое и даже одуванчиковое дерево!

Урожаи местные фермеры собирают круглый год, причем их деятельность носит скорее созерцательный характер: вышел, сел в углу поля и задумчиво наблюдаешь за созреванием плодов. Вредителей здесь нет, а ввоз комбикормов и удобрений запрещен.
Так как делать фермерам нечего (по нашим понятиям), они все как один записались в кружок юных мичуринцев. На рынках продаются результаты скрещивания всего со всем, включая "плод любви" между маракуйей и помидором. Его почему-то называют английским томатом, и это самый вкусный из гибридов.

ГМО здесь не место
Островная кухня — это отдельная песня. Поскольку удобрения здесь не используют, все продукты, выращенные на Мадейре, имеют естественный вкус. Формула "Без ГМО", вызывающая у меня ироническую ухмылку на родине, здесь воспринимается вполне серьезно.

Любителям настоящей говядины обязательно стоит попробовать мадерийский шашлык — эшпетаду: вертикально подвешенный шампур почти метровой длины с нанизанными на него ароматными кусками, истекающими соком. Бывает эшпетада и из куриного мяса: поверьте, курица, которая никогда не ела комбикорма, имеет совершенно иной вкус!

Стоит попробовать и дары моря: рагу из морепродуктов со странным названием катаплан, крабов, рыбу-эшпаду, добытую с глубины в полтора километра. Запить это можно холодным зеленым португальским вином или популярным мадерийским напитком понча: смесью рома, верескового меда и цитрусового сока, который готовят на глазах клиента. Чек при этом будет до невозможного гуманен, а обслуживание — столь же превосходно.

Пить до дна
Воды на острове вдоволь, даже из крана в гостинице течет минералка, бутилировать и продавать которую разрешили лишь несколько лет назад, да и то в ограниченных количествах.
Система водоснабжения на острове — это отдельный природный аттракцион под названием "левады". Это искусственные водосборные и оросительные каналы, проложенные по горным склонам с минимально возможным уклоном. Первые левады были высечены в скалах несколько столетий назад. Вода, стекая по каменным желобам, собирается в специальные водосборники, откуда ее берут для использования. Часть воды имеет родниковое происхождение, часть дождевое, еще часть — результат конденсации.

Вдоль левад проложены пешеходные тропы удивительной живописности. И хотя некоторые из них достаточно сложны для прохождения, все же рекомендую совершить такой поход: он станет одним из самых сильных впечатлений от острова.

Островной социализм
Еще один немаловажный аспект отдыха — безопасность. За любое преступление против личности виновных ссылали в Анголу, а покидать рай ради этой африканской страны никто не хотел. Поэтому, если из вашего заднего кармана будет выглядывать кошелек, скорее всего, его аккуратно затолкают поглубже в карман, чтобы не искушать слабых.

Да и какая может быть преступность, если 4,5 миллиона туристов оплачивают островитянам безбедное существование: годовой доход на одного местного жителя составляет 24 000 евро. Мадерийцы получают бесплатное образование и муниципальное жилье; платят за лекарства, выписанные доктором, только 30% цены; а пособие по безработице здесь выплачивают два года в размере 100% от дохода на прежней работе — и счастливые безработные толпами бродят по центру островной столицы Фуншала, демонстрируя гостям добрые и осоловелые от безделья лица.

Политика и политики здесь существуют, но как-то отдельно от реальной жизни. Президент на острове — социалист, его главный соперник — коммунист, но то, что творится здесь, скорее можно назвать шведской моделью с неким средиземноморским акцентом.

Остается упомянуть о знаменитом напитке, мадере, секрет которого в свое время вывезли с острова под специально отращенным ногтем. И о новогоднем фейерверке в Фуншале — как утверждает Книга рекордов Гиннесса, самом большом и красочном в мире. Хотя, чего о них писать — нужно ехать, пить и смотреть собственными глазами.

Ян Валетов, Фокус
bither.livejournal.com