Разделы
Материалы

Пир без духа. В украинский прокат выходит драма ДухLess

В прокат выходит драма "ДухLess. Конец гламура". История о том, что деньги — не самое главное в жизни, обещает стать в СНГ таким же кассовым хитом, как и ее литературный первоисточник

У 29-летнего топ-менеджера Макса вроде бы все есть: престижная работа, высокая зарплата, хорошая квартира, дорогая машина, секс, наркотики и клубные тусовки. Нет только одного: смысла в этой гламурной, но утомительной жизни. Чтобы преодолеть свой экзистенциальный кризис, Макс то бегает от полиции с группой радикальных художников, то проводит время с философами-торчками и грезит Путиным в костюме Бэтмена, то устраивает бунт в офисе, то вкладывает деньги в сомнительные предприятия. Все эти метания приводят героя к драматическому финалу, но зато он успевает переосмыслить собственные жизненные принципы и даже найти любовь.

Эту историю российский бренд-менеджер и бизнесмен Сергей Минаев придумал еще в 2006 году. Однажды, чтобы как-то разнообразить досуг, записал ее и дал почитать друзьям. Среди друзей нашлись издатели, и в результате написанный "от нечего делать", как утверждает автор, роман вышел в печать. Минаев однажды признался: когда решил издавать книгу, то понимал, будет либо бестселлер, либо полный провал. Оказалось, все-таки бестселлер. О книге "ДухLess. Повесть о ненастоящем человеке" на русскоязычном пространстве не слышал только глухой, а число печатных копий романа перевалило за миллион. Почти сразу после появления книги в магазинах к ней приклеился эпитет "культовая", и стали ходить разговоры об экранизации. Однако продюсерам, среди которых и Федор Бондарчук, понадобилось пять лет, девять вариантов сценария и $3 млн, чтобы снять картину "ДухLess. Конец гламура". Фильм, украинская премьера которого состоялась в июле на Одесском кинофестивале, 4 октября выходит в широкий прокат.

В титрах Сергей Минаев значится как соавтор сценария. Однако на самом деле в процессе создания экранизации он почти не участвовал, и это очень хорошо заметно по фильму, в котором от книги остались лишь фрагменты фабулы. Роман Минаева критики в свое время дружно ругали за фактические, грамматические и стилистические ошибки, за сомнительное литературное качество, за слишком явное сходство с Фредериком Бегбедером и его хитом "99 франков", вышедшим еще в 2000 году. Впрочем, съемочной группе книга Минаева понравилась. "Другое дело, что я относился к ней не так, как к любой другой книге, которую я просто взял почитать, — рассказал Фокусу исполнитель главной роли молодой и уже модный российский актер Данила Козловский. — Когда я ее читал, уже работал над образом, примерял на себя роль. Думал: здесь вот надо будет сыграть так-то, здесь — произнести фразу в такой-то манере, здесь — поговорить со съемочной группой и предложить такой-то ход, а этот текст либо озвучить в кадре, либо обязательно иметь в виду".

Критики и зрители экранизацию романа "ДухLess" тоже в основном хвалят. В ней вместо пространных рассуждений Минаева о специфике российского бизнеса, убожестве богемных тусовок, современной литературе, актуальном искусстве и еще множестве других вещей — динамичный монтаж. Вместо вялых потуг на психологический детектив — жесткая драма, вместо оборванной концовки — открытый финал, а вместо набора разрозненных бытовых зарисовок — размашистый портрет поколения тридцатилетних. Впрочем, при всех своих достоинствах "ДухLess. Конец гламура" на гимн поколения все же не тянет. Зато на кассовый хит — вполне, в конце концов, в отечественном кинопрокате именно тридцатилетние делают главные сборы.

Потерянные поколения

Российский кинематограф последние три десятка лет регулярно ставит диагнозы современному обществу и рисует портреты неприкаянных молодых людей

Курьер, 1986
Карен Шахназаров экранизировал собственную повесть о парне, который в перерыве между проваленными вступительными экзаменами и призывом в армию работает курьером и крутит роман с профессорской дочкой. Получилась лента о конфликте поколений, в которой за иронией скрывается глубокая драма.

Игла, 1988
Фильм, в котором главную роль сыграл Виктор Цой, стал гимном поколения, чья юность пришлась на 1980-е и которое первым столкнулось с тем, что наркотики — это не развлечение, а проблема, и большие деньги важнее человеческой жизни.

Брат, 1997
Режиссер Алексей Балабанов снял драму с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли о том, как современные войны превращают мальчиков в жестких молодых людей, решающих все проблемы силой, а не разговорами.

Нежный возраст, 2000
Сергей Соловьев рассказал историю подростка, взросление которого пришлось на начало 1990-х. И в этом меланхоличном и сентиментальном фильме о любви вырисовывается портрет целого поколения таких же подростков.

Изображая жертву, 2006
Снятый по одноименной пьесе известных российских драматургов братьев Пресняковых фильм Кирилла Серебренникова довольно резко и цинично вскрывает проблемы общества середины нулевых. Причем местами истерически смешно, а местами до слез грустно.

Юлия Куприна, Фокус