Разделы
Материалы

Внеурочная занятость. Украинские студенты вынуждены зарабатывать уже с первого курса

Нынешние украинские студенты самостоятельнее предыдущих поколений: они начинают зарабатывать на жизнь уже с первого курса. А куда деваться?

На заднем дворе одного из столичных кафе студент-пятикурсник Николай Старков грузит ящики с пивными бутылками. "Комплекция у меня такая, поначалу работодатели не уверены, справлюсь ли я с тяжелой работой, — говорит Николай. — Приходится доказывать им это на деле. Иногда это и правда нелегко". Четыре года он проучился на философском факультете университета им. Драгоманова, а в этом году поступил на магистратуру по иудаике в Киево-Могилянскую академию. И все это время работал. "В "Макдоналдсе", помощником фотографа, натурщиком, грузчиком", — перечисляет "профессии" Старков.

Опрос Государственного института семейной и молодежной политики (ГИСМП) показал, что нынешние студенты начинают работать уже с первого курса. "Десять лет назад массовые подработки начинались только на третьем курсе", — отмечает директор ГИСМП Андрей Мишин. Сейчас каждый третий первокурсник уже работает или имел опыт трудоустройства. А еще в 2001 году совместителей среди первокурсников было ровно в десять раз меньше.

"Современная молодежь выросла при капитализме, и приоритетом для нее является зарабатывание денег", — говорит Мишин. По его словам, трудоустроенные студенты считают себя более успешными, вот и находят работу с первых дней учебы. Кроме разве что будущих медиков: у них слишком трудоемкий учебный процесс.

Ради денег
По данным ГИСМП, 47% студентов работают не по своей будущей специальности. Чаще всего распространяют рекламные материалы или листовки, работают курьерами, грузчиками, промоутерами в магазинах. Кроме того, студентов активно вербуют профессиональные организаторы митингов и прочих массовок.

"Почти в каждом общежитии есть десятники, сотники, тысячники, — рассказывает Мишин. — Они поставляют не только массовку или "актив" под выборы для крупных политических партий, но и людей, которые участвуют в маркетинговых акциях и исследованиях". Какая разница, что делать ради денег? Как свидетельствуют данные исследования ГИСМП, 59% студентов трудоустраиваются, чтобы зарабатывать на жизнь себе, 16% — чтобы помогать близким.

"Работаю, чтобы помогать семье и платить за коммунальные услуги", — объясняет Николай Старков.

Одна из причин, по которой учащиеся спешат устроиться на работу, — коммерциализация высшего образования. "Студенты должны оплачивать общежитие, покупать учебники, тратиться на другие услуги, связанные с образованием", — говорит руководитель образовательных проектов Центра исследований общества Инна Совсун.

По словам активистки крымского профсоюза "Студенческое действие" Александры Дворецкой, с 2007 года плата за общежитие выросла в 3,5 раза — до 160 грн. Другие расходы тоже растут. "Даже те студенты, которые учатся на бюджетной форме, вынуждены тратить все больше денег на оплату дополнительных методических материалов, часто не обязательных для образовательного процесса, но написанных преподавателем, который будет принимать экзамен или зачет", — поясняет Дворецкая.

Ради самореализации ищут работу только 15% студентов. Для большинства же главная мотивация — деньги. По данным ГИСМП, половину заработанного они тратят на еду, одежду и транспорт, треть — на развлечения и путешествия и лишь 14% — на учебу.

Спасибо Google
Работу сейчас найти легче, чем 10 лет назад. Для этого больше не нужны ни знакомые, ни сердобольные родственники.

"Чаще всего работу ищу через Google по запросу "работа для студентов" или "работа для промоутеров", — делится третьекурсник Виталий из Национального авиационного университета. Временную подработку таким образом найти действительно несложно, например, запрос "работа для студентов в Киеве" дает 287 000 проиндексированных страниц. Выбирать есть из чего, особенно если интеллигентские комплексы не мешают. Виталий, например, и на Крещатике работал аниматором в костюме мультяшного персонажа. "Платят неплохо — порядка 100 гривен в час, — рассказывает студент. — Но условия работы там тяжелые — в костюме жарко и дышать нечем. Если раздаешь листовки возле станции метро, можешь хотя бы отойти на минуту, а там нельзя, за этим строго следят".

Современные технологии не только облегчили поиск работы, но и высвободили студентам время. "Раньше, чтобы найти какой-то материал, нужно было постоянно ходить в библиотеки, курсовые и дипломы писали от руки, а в технических вузах чертежи делали вручную — все это занимало много времени", — поясняет Мишин. Именно по этой причине в советское время у работающего студента редко получалось учиться на пятерки. "Тот, кто начинал работать, как правило, вынужден был переходить на вечернее отделение", — вспоминает директор ГИСМП. В век интернета это уже необязательно.

Третьекурсница дневного отделения факультета социологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Анастасия Кравчук 36 часов в неделю работает администратором в частной клинике. Это фактически полная занятость, но что поделаешь? "Прожить на стипендию в 700 гривен в нашей стране невозможно, а материально поддерживать могут далеко не все родители", — вздыхает студентка.

Технологии технологиями, но совмещать интенсивную работу с учебой все равно тяжело. Со временем, считает Кравчук, учеба превращается в обузу: "Когда работаешь длительное время, получаешь за это деньги, чему-то учишься, встречаешься с новыми людьми, учеба невольно уходит на второй план".

Университеты жизни
Почему на второй план уходит не работа, а именно учеба? "Качество образования у нас в стране невысокое", — отмечает студентка-социолог Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Алена Ляшева. Некоторые ее знакомые выпускники этого богатого традициями учебного заведения не умеют даже грамотно писать. "Какое же образование дают в менее престижных вузах?" — задает риторический вопрос Ляшева.

"Учебные программы зачастую слабы с академической точки зрения", — подтверждает преподаватель Киево-Могилянской академии, руководитель образовательных проектов Центра исследований общества Инна Совсун. По ее словам, это можно сказать о большинстве программ общественно-гуманитарного цикла. Эти дисциплины в Украине не развиваются, практически никаких исследований в гуманитарных областях науки не проводится, студентам приходится учиться на далеких от украинской практики западных примерах. "Им кажется, что в университете они ничему не научатся, и поэтому лучше идти учиться "на практике". Часто для этого есть основания", — говорит Совсун.

Дело и в самой системе обучения, мало изменившейся с советских времен. "Европейский студент одновременно слушает 1–5 курсов, а в Украине — 10 и больше", — отмечает Совсун. В результате студент не может сосредоточиться каком-то одном курсе, поскольку постоянно думает про десяток других. В таких условиях нетрудно потерять интерес к учебе. Остается только задача как-нибудь окончить вуз. Общество ценит факт наличия диплома, а не уровень полученных знаний и профессионализма. Уровень мотивации студентов учиться — очень низкий. Они больше склонны "решать вопросы", а в современной украинской системе образования для этого совсем не обязательно постоянно ходить на пары.

С пользой для дела
Как и в советские времена, единственный способ избежать конфликта между работой и учебой — найти себе более или менее интеллектуальное занятие, отказавшись от приработка, приносящего исключительно деньги и тяжелый жизненный опыт. В этом смысле та самая седьмая часть студентов, ищущая самореализации, оказывается права, да и заработать все равно удается.

Алена Ляшева на втором курсе устроилась интервьюером в исследовательскую компанию "TNS Украина". По словам студентки, условия работы были хорошие, а отношение работодателя — лояльное. "Но сама работа — глупая и однообразная. Приходилось по 6–7 часов в день бомбить людей звонками и задавать одни и те же вопросы", — рассказывает Алена. Теперь она подрабатывает репетитором английского языка. У нее гибкий график, и она успевает посещать пары в университете. "Это какая-никакая практика и поддержание имеющихся знаний, а накопленных денег хватит, чтобы зимой попутешествовать", — говорит будущий социолог.

21-летняя Юля Ходаковская училась на одном факультете с Ляшевой. На четвертом курсе по рекомендации преподавателя она устроилась на должность помощницы руководителя отдела маркетинговых исследований. Совместить учебу на пятерки и постоянную работу, конечно, оказалось непросто: "Это было одно из самых сложных испытаний в моей жизни. Итог моего рабочего и учебного графика заключался в том, что около четырех месяцев я спала по три часа в сутки". Но результатом Ходаковская довольна: университет окончила с красным дипломом, а в компании теперь ведет собственные проекты.

С другой стороны, рано начиная работать по специальности, студенты конкурируют с выпускниками вузов. "Работодателю выгодно взять студента, зарплата которого как минимум в два-три раза ниже, чем у дипломированного специалиста с опытом работы", — подчеркивает замдиректора Центра трудоустройства студентов КНУ им. Шевченко Алексей Борисенко. По его словам, среди украинских работодателей особенно популярны бесплатные стажировки.

Сейчас в Украине высшее образование получают почти 2,31 млн человек. Если хотя бы половина из них работает, это 5,5% трудоспособного населения страны. Не так уж много, но, по мнению главы юридического департамента профсоюза "Защита труда" Виталия Дудина, дальнейшее увеличение числа работающих студентов приведет к сдерживанию роста заработной платы во многих сферах, где есть возможность нанимать учащихся. "Новый Закон "О занятости населения" создает все условия для демпинга — студентов можно нанимать бесплатно на стажировку сроком на полгода, плюс три месяца длится испытательный срок", — поясняет юрист.

Виталий Атанасов, Фокус