Украинские футбольные фанаты организовали масштабную протестную кампанию против судебного произвола
Футбольный матч на стадионе НСК "Олимпийский" между киевским "Динамо" и харьковским "Металлистом" в самом разгаре. Фанатский сектор стадиона заполнен под завязку, однако почти вся трибуна в черных траурных цветах. И хотя фанаты из Харькова — ярые соперники динамовцев, в этот вечер они не обмениваются оскорбительными речевками. Вместо этого ультрас киевской команды разворачивают огромный баннер "Свободу Павличенко!".
Акцию на матче с "Металлистом" фанаты "Динамо" называют венцом информационной кампании, которую они ведут уже полгода. Нынешней осенью 47-летний киевлянин Дмитрий Павличенко и его 19-летний сын Сергей были признаны виновными в убийстве киевского судьи Сергея Зубкова. Отцу дали пожизненный срок, сыну — 13 лет лишения свободы. Голосеевский суд столицы вынес этот вердикт в октябре 2012 года, само убийство произошло за полтора года до этого. Внимание фанатского движения к этому делу объясняется просто — Сергей Павличенко принадлежал к одной из фанатских группировок киевского клуба "Динамо". Ближайшая акция запланирована на конец ноября в столице. Впрочем, успеху кампании может повредить праворадикальность большинства футбольных ультрас.
Судебная трагедия
Убийство судьи Шевченковского районного суда Сергея Зубкова произошло вечером 21 марта 2011 года. Тело нашли в подъезде многоквартирного дома в Голосеевском районе столицы, где проживал судья. Он умер на месте от нескольких ударов ножом и выстрелов в упор. Убийцам удалось скрыться, хотя их видели и даже пытались остановить несколько человек: консьержка, лифтер и соседи.
Виновных милиция нашла очень быстро — подозреваемыми столичные правоохранители объявили отца и сына Павличенко. Через два дня после смерти судьи их задержали. Основная версия обвинения — месть. Мол, Павличенко мстили судье Зубкову за решение, которое он вынес тремя месяцами ранее: выполняя судебный вердикт, исполнители снесли принадлежавшую Павличенко жилую пристройку. После этого возмущенный киевлянин созвал пресс-конференцию и обратился к президенту, заявляя, что суд во главе с Зубковым неправомерно принял решение о сносе принадлежащей ему жилой площади.
Но все просто лишь на первый взгляд. Сторона защиты утверждает, что обвинение не смогло привести достаточных доказательств вины отца и сына Павличенко, что дело сфальсифицировано, а суд несправедлив. "Приговор должен быть отменен. Ни один из очевидцев не признал их в лицо, на месте преступления не найдено никаких их следов, не обнаружено орудие убийства, на одежде и обуви Павличенко не выявлено крови убитого", — заявила Фокусу Татьяна Шевченко, адвокат Дмитрия Павличенко. Она же сообщила, что уже поданы жалобы в Апелляционный суд Киева. "На 15 листах я доказываю, что аргументы обвинения не выдерживают критики", — говорит адвокат.
В качестве примера нестыковок в версии обвинения Татьяна Шевченко сослалась на показания лифтера — одного из ключевых свидетелей. В суде он заявил, что следователь оказывал на него давление, заставляя "узнать" Дмитрия Павличенко. "Это бесспорно установлено судом, следователь сфальсифицировал некоторые материалы дела. А как мы можем быть уверенными, что фальсификаций не было в других материалах?" — задает риторический вопрос адвокат.
Сам Дмитрий Павличенко полностью отрицает свою вину и утверждает, что на него и его сына давили с целью добиться признательных показаний. Важным обстоятельством является и то, что судья Зубков выносил решения по многим резонансным делам, например, связанным с незаконной застройкой исторического центра Киева. Активист антизастроечного движения "Сохраним старый Киев" Игорь Луценко считает, что у Зубкова могли быть влиятельные враги среди крупных компаний-застройщиков. "До своей гибели этот судья принял как минимум три решения наперекор строительному бизнесу. Просто судил по закону", — рассказывает Фокусу активист.
Однако обвинение придерживается иного мнения. Прокурор Киева Анатолий Мельник не сомневается, что вина Дмитрия и Сергея Павличенко полностью доказана. "Мотив преступления — конфликт с судьей, который принял решение о сносе пристройки к их квартире. Мы нашли много вещественных доказательств", — цитирует столичного прокурора веб-сайт ведомства.
Ультрас на марше
Дело семьи Павличенко могли бы быстро забыть, как это случилось со многими другими резонансными делами в Украине. Но Сергей Павличенко болел за киевское "Динамо" и был частым посетителем фанатской трибуны киевского клуба. Почти сразу ультрас начали организовывать акции протеста в защиту своего товарища и его отца. "Как только мы узнали об этой ситуации, реакция была однозначной — будем помогать до конца", — сказал Фокусу один из лидеров динамовских ультрас, не пожелавший назвать свое имя. По его словам, фанаты приходили на каждое судебное заседание. "Общий вывод — дело шито белыми нитками, но надежда есть", — считает фанат.
Вскоре после ареста отца и сына на трибунах стадионов начали появляться баннеры в поддержку Павличенко, фанаты регулярно проводили уличные акции. Они же создали веб-сайт кампании "They are not killers" ("Они не убийцы") и обратились к европейским болельщикам с призывом присоединиться к акции протеста против судебного произвола.
Размещенное на сайте видео кампании набрало в YouTube более 146 тыс. просмотров. "Ролик создал один из фанатов. Он профессионал в этой сфере, но сделал это бесплатно", — сообщил Фокусу представитель динамовских ультрас. По его данным, кроме украинских фанатов солидарность уже проявили болельщики многих европейских клубов: венской "Астурии", кишиневской "Дакии", московского "Динамо", португальского клуба "Порту", вильнюсского "Жальгириса". На 25 ноября фанаты анонсировали большую уличную акцию в Киеве. Удастся ли провести мероприятие в столице, неизвестно, поскольку создатели сайта "They are not killers" утверждают, что украинские власти их прессуют. "Мы находимся под сильным давлением со стороны властей", — рассказали они Фокусу. В чем выражается это давление, создатели ресурса умалчивают.
Скелет в шкафу
Борцами за справедливость футбольные ультрас выглядят далеко не всегда — они не скрывают своих ультраправых взглядов. "Проявления расизма и антисемитизма, баннеры с неонацистскими символами, утверждения о господстве белой расы, а иногда и нападения на своих идеологических оппонентов или представителей национальных меньшинств — все это вполне привычно для фанатской среды Украины, России и некоторых стран Европы", — говорит активист инициативы "Футбол против предрассудков", член европейской сети FARE ("Футбол против расизма в Европе"), попросивший не называть его фамилию.
На этом фоне кампания в защиту семьи Павличенко выглядит исключением. "В данном случае можно даже сказать, что ультрас выступают за права человека, по крайней мере за право на справедливый суд", — считает активист. Впрочем, по его словам, ультрас все равно не забывают подчеркивать свою приверженность ультраправым взглядам. Так было во время недавнего поединка между португальским "Порту" и "Динамо". Как и в остальных матчах после приговора семье Павличенко, фанаты держали единственный текстовый баннер с призывом освободить невинно осужденных. "Но на 88-й минуте матча (88 — общеизвестный числовой код, используемый для обозначения словосочетания "Heil Hitler") внушительная группа ультрас, стоящих в первых рядах, устроила перекличку, вскидывая руки в римском приветствии", — рассказал Фокусу представитель "Футбола против предрассудков".
Адвокат Татьяна Шевченко считает, что кампания футбольных фанатов в поддержку Павличенко не повлияет на исход дела в суде. "Я понимаю возмущение этих ребят. Но не испытываю оптимизма в данном случае", — говорит адвокат.
Глава Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман считает, что праворадикальные взгляды фанатов не способствуют успеху их кампании за справедливый суд. "Но то, что они делают в данном случае, хорошо", — считает правозащитник. И добавляет, что против несправедливых приговоров должно бороться все общество, а не только маргинальные группы.
Всем миром
Спонтанные массовые акции и протестные кампании против несправедливости в Украине
Май 2010 года
После смерти киевского студента Игоря Индило в милицейском участке Шевченковского РУВД Киева молодежные и студенческие организации начали массовую кампанию "Против полицейского государства". В январе 2012 года виновного в избиении Индило милиционера приговорили к 5 годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года.
.
Март 2012 года
Около 5 тыс. жителей Николаева вышли на центральную площадь города с требованием наказать виновных в изнасиловании Оксаны Макар. Протестующих возмутила жестокость преступления, кроме того, они опасались, что насильники не будут наказаны. Президент Виктор Янукович поручил генпрокурору обеспечить полное расследование преступления.
Ноябрь 2012 года
Более 8 тыс. жителей Мариуполя вышли на улицы с акцией "Стоп, смог!". Причина недовольства — постоянное загрязнение воздуха химическим дымом. Горожане потребовали отставки мэра и депутатов. Спустя две недели на металлургическом комбинате "Азовсталь" остановили аглофабрику, генерировавшую густой смог.
Виталий Атанасов, Фокус