Перегруженные информацией украинцы записываются в школы эйдетики, где им обещают увеличить объем памяти и скорость запоминания данных
Менеджер по закупкам Виктория Лещенко берет в руки книгу по товарообороту и за минуту прочитывает тридцать страниц текста. А затем дословно по памяти проговаривает большие отрывки из него. "Важно не только количество полученной информации, но и качество ее усвоения, — подчеркивает 38-летняя Лещенко. — С таким темпом я успеваю понять до 70% информации". Если год назад стих на страницу она могла выучить за час, то сейчас для этого ей достаточно два раза его прочитать. Такие феноменальные способности Лещенко получила не от природы, а выработала на курсах эйдетики.
Школы эйдетики становятся все популярнее среди занятых украинцев. Их выпускники используют малоизученный потенциал своей памяти и быстро ориентируются в изменчивом информационном потоке. Методику разработал и запатентовал в 1989 году российский доктор педагогических наук Игорь Матюгин. В последние годы его тренинги обрели популярность во многих странах Европы, в том числе и в Украине. По данным Украинской школы эйдетики (УШЭ) — одного из немногих учебных заведений, получивших от Матюгина право использовать его метод, только за последние два года такими способностями овладело более 4000 человек. И это не считая 8000 украинцев, которые развили память с помощью самоучителей. "Мозг каждого из нас идеален и не нуждается в улучшении. Важно только научиться правильно с ним взаимодействовать", — утверждает основатель УШЭ Евгений Антощук. В первую очередь эйдетика будет полезна тем людям, которые меняют профессию, вынашивают идею старт-апа, изучают иностранный язык или обрабатывают большое количество информации.
Память на полку
"Кожаный мяч, перевернув закипающий чайник, ошпарил красивую грудь белокурой русалки. Приподняв над велосипедом свою пятую точку, вся в слезах она погналась за мячом. Удирая, он надгрыз червивое яблоко, которое внезапно продырявил острый гарпун". За этой, казалось бы, абсурдной историей на самом деле скрывается десятизначный телефонный номер. Чтобы воспроизвести его, достаточно представить, на какие цифры похожи участники действия. "Я всегда не мог удержать в голове длинные числа, — сетует львовянин Сергей Коваленко. — В школе эйдетики меня научили не заучивать их, а представлять в виде образов, связанных между собой сказочными приключениями". Причем чем необычнее они будут, тем быстрее и легче запомнится нужная информация. К примеру, если японец Хидаки Томори из Книги рекордов Гиннесса воспроизводит число Пи до сорокатысячного знака после запятой благодаря своей фотографической памяти, то выпускники школы эйдетики, по словам Антощука, даже с обычной памятью могут проделывать то же самое с помощью "оживления" цифр.
Другой метод школы эйдетики позаимствован у древнегреческого поэта Симонида (558–469 гг. до н. э.). Он запоминал информацию, размещая ее в воображаемом городе с кварталами и домами. Чтобы вспомнить нужную дату, географическое название или имя, он отправлялся на прогулку по вымышленному населенному пункту, где без проблем находил интересующие данные. Оратор Цицерон похожим методом готовился к публичным выступлениям. Но свои тезисы он размещал не в городе, а в комнате родного дома, которую мысленно представлял. И провозглашая речь, он считывал ее с привычных полок и предметов интерьера. В общем, Антощук предостерегает от попыток запоминать информацию. Вместо этого он советует придумывать для нее необычные функции, события, назначение и цвета. "Не проговаривайте информацию даже мысленно", — предупреждает он.
Блокнот в голове
28-летняя киевлянка Эльмира Наумедзянова еще месяц назад все свои планы записывала в блокнот. Все, что не попадало в него, она забывала. "Я менеджер по рекламе и сталкиваюсь с большими массивами информации, обрабатываю огромные тексты. Чтобы делать это быстро и качественно, я записалась на курсы эйдетики", — рассказывает Эльмира. На одном из занятий ей предложили запланировать список из пятнадцати дел, а затем перечислить их по памяти. Вспомнить все из них она не смогла. "За восемнадцать лет общения со слушателями я встретил только пятерых человек, которые смогли выполнить это задание без ошибок с первой попытки", — говорит Антощук. Когда же студентам предложили представить все эти дела и связать их между собой по такому же методу, как и цифры, с задачей справились все. "После курсов я выбросила свой блокнот, поскольку всю информацию теперь могу удержать в голове", — радуется Наумедзянова. Кроме того, она научилась быстро читать, запоминая любое количество разноплановой информации, и выполнять несколько дел одновременно.
Вопреки тому, что право преподавать авторскую методику Игоря Матюгина в Украине имеют считаные учебные заведения, курсы эйдетики предлагают пройти и во всевозможных школах самосовершенствования. Только в Киеве их около двадцати. Среди них Центр интеллектуального развития Amirra, который за восемь лет своего существования обучил 25 000 человек. По словам руководителя центра Натальи Ивановой, среди студентов в основном деловые активные люди, стремящиеся расширить границы своих интеллектуальных возможностей. Курс из десяти занятий здесь обойдется в 1600 грн.
Иванова утверждает, что результаты будут заметны уже после первого занятия. "Каждый из нас использует свой мозг на 3–7%, — размышляет она. — Причем, те, кто раскрывается хотя бы на 5–7%, — величайшие ученые и деятели всех времен и народов". Правда, многие люди скептически относятся к таким утверждениям и называют их шарлатанством. "Запоминание помимо основной информации еще и ассоциативных образов на самом деле не облегчает, а перегружает работу памяти, — считает международный арбитр по шахматам Олег Товчига.
Без дураков
Обладать суперпамятью, по мнению Антощука, мог бы любой человек, если бы его со школьной скамьи обучали правильно мыслить. "До школы каждый человек, а не выборочно, без проблем и усилий овладевает одним или сразу несколькими языками, — говорит педагог. — И только в школе идет разделение на успевающих и отстающих". Антощук утверждает, что всему виной учителя, которые не учат детей воспринимать информацию. "Если сказать "напрягитесь и постарайтесь запомнить" — гарантированно ничего не получится, — уверен педагог. — Зато если предложить вообразить и представить, человек, сам того не замечая, усвоит нужную информацию".
Пытаясь изменить ситуацию, Антощук предлагал каждому из министров образования изучить его наработки по эйдетике. В частности, авторский метод невербальных ассоциаций. Однако никто из министров не заинтересовался его предложением. Поэтому в массы методику несут выпускники школ эйдетики. Среди них Елена Гридинарова, которая несколько лет назад в Запорожье основала школу "Эйдос". Здесь исторические даты, формулы, всевозможные правила и т. д. ученикам преподносят в виде образов, пиктограмм, орфограмм, а также с помощью других визуальных приемов. И это дает ошеломляющие результаты. "По сравнению с обычными школами наши ученики в два-три раза быстрее, качественнее и в большем объеме усваивают школьную программу, а также часто побеждают на олимпиадах", — утверждает Гридинарова. Удивительно, но успехи демонстрируют почти все дети: двоечников в школе эйдетики практически нет. По мнению Антощука, такие примеры свидетельствует о том, что традиционные образовательные системы в корне ошибочны. От природы каждый ребенок способный. И если в школе он плохо усваивает материал, это означает, что учитель неправильно его преподносит.
Сергей Одаренко, Фокус