В Украину пришла мода на свободные пространства, где платить нужно не за еду и напитки, а за время
Чтобы провести свободное время в приятном месте, нужно заказать чашку кофе, и иногда удовольствие обходится недешево. С Иваном Митиным, любившим поработать в кафе, так происходило постоянно, и в итоге платить втридорога за напитки среднего качества ему надоело. Так появилась идея "Циферблата" — места, где посетители отдают деньги только за проведенное тут время.
Первый "Циферблат" открылся в Москве в 2011 году, а уже в марте 2012-го такое же свободное пространство появилось в Киеве. В июле "Циферблат" добрался до Одессы, а в украинской столице в это же время открылось смарт-кафе Bibliotech — заведение с похожей концепцией. Потом в сентябре в Киеве появились "Часопис" и "БеседниZzа", а в ноябре в Харькове — "дома".
"Идея возникла год назад, захотелось, чтобы было место для души", — рассказывает Фокусу директор смарт-кафе Bibliotech Дмитрий Мужук. Идея оформилась сначала в девиз "Снова модно быть умным", а затем в книги, настольные игры и доступ к интернету, которые можно найти в Bibliotech. "А насчет оплаты за время… Я решил, что время — это самое ценное, и когда люди начнут за него платить, будут его умнее тратить", — объясняет Мужук главный принцип работы заведения.
По такому же принципу работают и другие свободные пространства. В "Циферблате" минута стоит 25 копеек, в "Часописе" — 30 грн. за первый час и 15 грн. за следующие, в Bibliotech — 36 грн. и 18 грн. за час, в "БеседниZzе" — 16 грн. в час, в "дома" — 100 грн. за весь день. За эти деньги посетители получают чай, кофе, соки и печенье. Для работы — оргтехнику, зарядные устройства и канцелярию. Для развлечения — концерты, лекции, мастер-классы, кинопоказы и даже прокат велосипедов. Единственное, что тут запрещено, это алкоголь.
"Дома" — площадка для реализации творческих проектов наших гостей", — говорит руководитель харьковского пространства "дома" Дмитрий Назарчук. Заведение он решил открыть, вдохновившись питерским "Циферблатом", где когда-то работал. Руководители креативных пространств не любят, когда их заведения называют "кафе". "Это не кафе, мы не продаем еду за деньги", — объя-сняет директор одесского "Циферблата" Кирилл Липатов. Для не кафе существует специальное название — "третье место": третье после дома и работы место, где человек проводит много времени.
"Циферблат" в Одессе Липатов открыл по франшизе и теперь платит роялти — 10% месячной прибыли. И отмечает, что заведение окупается, поэтому летом 2013-го еще один "Циферблат" появится в Одессе, а чуть позже и в других городах.
Юлия Куприна, Фокус