Собрать деньги на лекарства для детей или съемки дебютного клипа теперь можно, обратившись к незнакомым людям. Украинцы учатся в складчину воплощать чужие мечты
В ноябре 2012 года чемпион мира по бодибилдингу Нияс Измайлов собрал в интернете 16 500 грн. на создание Центра реабилитации людей с ограниченными возможностями в крымском Джанкое. Идея возникла давно, и Измайлов даже нашел помещение, а вот средств на покупку спортивного оборудования и разработку тренировочных рекомендаций не было. Осуществить мечту помог ресурс "Спільнокошт" на портале "Велика Ідея". Нияс зарегистрировался, детально изложил свою идею. Люди откликнулись почти сразу, начали перечислять деньги. Благодаря поддержке интернет-пользователей стали возможны и другие проекты. Так, крымская общественная организация "Перспектива" смогла собрать более 14 000 грн. на создание онлайн-консультаций семейных врачей в селах Советского района. А севастопольский детско-подростковый клуб "Ты — особенный" получил 6100 грн. на открытие игротеки в Инкермане. Эти деньги пойдут на закупку развивающих настольных игр, которые должны помочь оторвать детей от компьютерных мониторов.
Краудфандинг (с англ. сrowd — толпа, funding — финансирование) появился в США еще в 1997 году, когда поклонники британской рок-группы Marillion собрали через интернет $60 000 на тур кумиров по США. Суть явления проста: люди добровольно скидываются деньгами ради поддержки интересующего их проекта. В Украине одной из первых стала благотворительная инициатива "Таблеточки", волонтеры которой собирают деньги на лекарства для детской больницы "Охматдет". А в сентябре 2012 года была запущена страница "Спільнокошт". Всего за четыре месяца существования удалось собрать 135 471 грн. на реализацию восьми оригинальных проектов.
Вотум доверия
Идея создания "Таблеточек" возникла у киевлянки Ольги Кудиненко в ноябре 2011 года. На сайте donor.org.ua она увидела информацию о том, что в Центр детской гематологии требуется препарат "Дактарин", который в Испании можно купить всего за $2,5. Во время поездки в Европу Ольга приобрела 12 упаковок препарата и передала в больницу. Затем создала страницу в Facebook, где начала рассказывать о потребностях отделения детской больницы. "Вначале вопросов у людей не возникало, поскольку деньги давали в основном те, кого мы знали лично", — говорит Ирина Немирович, волонтер инициативы "Таблеточки". На руку сыграли и социальные сети — те, кто лайкает страницу, видят, что благотворительностью занимаются конкретные люди. Все желающие могут зайти в их профили и, в конце концов, поискать информацию по фамилии через Google. Кроме того, в интернет выкладываются квитанции за покупку лекарств и ведется открытый финансовый отчет в Google Docs — там можно посмотреть, сколько денег и от кого получено и, конечно, сколько и на что было потрачено.
Первым большим успехом "Таблеточек" стал проект "Кошелек или жизнь" — всего за три часа в специальную банку Happy Can было собрано более $1300, в основном мелочью. Это обычная стеклянная банка, в которую складывают пожертвования на лекарства для детей. Ее можно заказать в офис, заполнив анкету на страничке в Facebook. Когда в банке накапливается 2000 грн. (стоимость препаратов, необходимых для одного дня лечения ребенка с заболеванием крови), волонтеры "Таблеточек" забирают ее.
А вот пиарщик Александр Канслер к краудфандингу относится с недоверием. В октябре он гулял в парке с мамой, когда к ним подошел парень с пустым аквариумом для сбора денег. Название организации, которую представляет, так и не назвал, но активно убеждал, что средства пойдут на помощь детскому дому. "Мама у меня всем верит, потому сразу отдала 100 гривен, — рассказывает Александр. — А я решил удостовериться, что смогу проследить, куда будет потрачен наш взнос". Канслер попросил парня выслать ему на электронную почту доказательства того, что деньги достались детям — фотографии или чеки. И еще записал его номер телефона, чтобы напомнить о себе к концу месяца. Когда прошло несколько недель, на почту ничего не пришло, и Александр начал звонить, но номер оказался недействительным.
Кто сколько может
Путешественница Диана Карпенко-Картер, будучи в экспедиции на двух американских континентах с дочерью Магдаленой, год собирала материал для создания книжки. А когда вернулась, столкнулась с проблемой финансирования книгопечатания. Узнав о существовании "Спільнокошта", Диана зарегистрировалась и рассказала о своей мечте — издании сказок народов мира. И люди откликнулись. "Результат меня поразил. Кроме денежной поддержки появилось немало полезных контактов. Незнакомцы не только дают советы, но и предлагают сотрудничество в сфере издания книги. "Сарафанное радио" оказалось эффективным методом распространения информации", — резюмирует Диана.
В "Спільнокошті" существует правило: если проект не собрал нужную сумму в течение трех месяцев, деньги возвращаются назад тем, кто их жертвовал, а сам автор не получает ни копейки. Средства, необходимые на создание "Казок, які збирає маленька Магдалена", были накоплены за два месяца. Теперь у Карпенко-Кантер есть возможность оплатить работу редактора, переводчика (большинство сказок на испанском языке) и иллюстратора. Диана уверена, что краудфандинг — это не просто способ собрать деньги. Такая система коллективного финансирования позволяет оценить востребованность еще не созданного продукта. "Поскольку идею поддерживают не только родственники и друзья, а совершенно посторонние люди, — объясняет Диана, — возникает понимание того, что ты делаешь что-то полезное для других".
А во Франции краудфандинг вышел за пределы небольших проектов. Там становится популярным сбрасываться на покупку произведений искусства для известных музеев. Первенство принадлежит Лувру — в прошлом году благодаря взносам посетителей была куплена картина Лукаса Кранаха "Три грации", стоимостью $5 273 200. Сегодня музей начал новую кампанию — сбор денег на готические скульптуры, созданные в Париже в 1270–1280 годах. Студентка музееведения Луврской школы в Париже Ольга Куровец рассказывает, что Лионскому музею изобразительных искусств удалось собрать $988 725 на покупку полотна Жана Огюста Доминика Энгра "Посланник Карла V и Пьетро Аретино". Кампания стартовала в сентябре, и за четыре месяца в ней приняли участие 1536 человек. А вот Национальная библиотека Франции предлагает помочь в покупке "Часослова Жанны Французской" — иллюстрированного манускрипта 1452 года. Судя по успеху остальных проектов, представителям библиотеки удастся осуществить задуманное всего за несколько месяцев.
Дружно взялись
Самые успешные проекты международного краудфандинга
1. США
"Умные" часы Pebble E-Paper Watch. Владельцы Android-смартфонов смогут читать с экрана часов входящие SMS и сообщения в социальных сетях
Год: 2012
Собранная сумма: $10 266 845
2. США
Игровая приставка восьмого поколения Ouya, построенная на мобильной операционной системе Android
Год: 2012
Собранная сумма: $8 596 475
3. Англия
Съемки фильма "Век глупцов" о катастрофических изменениях климата
Год: 2009
Собранная сумма: $1 400 000
4. США
Запись новой пластинки певицы Аманды Палмер, которая получила известность, выступая в составе группы The Dresden Dolls
Год: 2012
Собранная сумма: $1 192 793
Источники: Kickstarter, The Guardian, Douw & Koren crowdfunding consultancy
С миру по нитке
Самые популярные сервисы краудфандинга в мире
США Kickstarter
4 января 2013 года ресурс объявил о своем рекорде — за четыре года существования сайту удалось собрать более $100 000 000 на продвижение независимого кинематографа
Великобритания Crowdfunder
Только за декабрь 2012 было собрано более $11 000 на финансирование трех проектов: арт-фестиваль Lincoln Inspired в городе Линкольн, рождественский сингл дуэта Fanny & the Gent
и помощь организации Seeds for Africa
Франция WiSeed
За время существования сайта собрано
2 720 000 евро
Россия Boomstarter
Рекордсмен среди успешных проектов — театральная акция "Такой Фестиваль", на который собрали более $6588
Украина "Спільнокошт" от Big Idea
Только на создание самого ресурса люди добровольно выделили 38 260 грн.
Ольга Шиленко, Фокус