Разделы
Материалы

Какой бы приговор вы вынесли России и Грузии?

На прошлой неделе грузинско-российское противостояние приобрело новые, на этот раз более цивилизованные формы

В понедельник Международный суд в Гааге – высшая судебная инстанция в мире – начал экстренные трехдневные слушания на основании иска Грузии против России. Тбилиси обвинил Москву в геноциде грузин и нарушении Международной конвенции по устранению всех форм расовой дискриминации от 1965 года. Грузия также решила добиться справедливости для тех своих граждан, которые в результате конфликта в Южной Осетии стали беженцами.

"Эмоционально мне очень трудно говорить об этой ситуации, – призналась представительница Грузии на процессе Тина Бурджалиани, – но наши аргументы очень сильны".

Правда, российская сторона так не считает. Когда верстался этот номер Фокуса, представители Кремля как раз готовились привести свои аргументы – о законности российских действий и о том, как Грузия сама дискриминирует осетин.

Впрочем, у России были надежды на то, что высшая судебная инстанции вообще отклонит претензии Грузии. В этом духе высказался, к примеру, первый зампред Комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий: "Весьма вероятен вариант, что суд примет решение о том, что данный вопрос не подпадает под его юрисдикцию. Этот вопрос требует прежде всего не судебного разбирательства, а изучения в Совете безопасности ООН". На то, чтобы суд не отказался от дела, было направлено все красноречие грузинской стороны, ведь приговор Гаагского суда окончательный и обжалованию не подлежит.

Фокус попросил украинцев представить себя не месте судей в Гааге.

Юрий Кармазин, нардеп (НУНС)
Тут будет не приговор, а решение. Россия предоставила гражданство почти 80% граждан чужого государства. Очевидно, что это делалось с какой-то целью и должно было чем-то кончиться. Абхазия стараниями РФ вооружена лучше, чем Грузия. Даже танков у неё больше. Вместе с тем я не могу одобрять и действий Саакашвили. Мне кажется, что он перенял опыт РФ в Чечне, а это не очень хороший опыт. Но думаю, в этом споре Россия проиграет.
Инна Богословская, нардеп (Партия регионов)
К огромному сожалению, уже невозможно рассматривать конфликт в Южной Осетии и Абхазии как единственный, не вспоминая, например, как НАТО напало в 1999 на Югославию. Замороженных конфликтов в мире не менее 60, так что Гаагский суд в этой ситуации становится заложником геополитических игр. И вообще, это только начало огромного судебного процесса, который будет сопровождать окончательное разрушение старого мирового устройства и начало нового, надеюсь, мирного. Если нет, то мир окажется на пороге войны.
Тина Берадзе, глава Международного центра психического здоровья
Хотелось бы, чтобы это было справедливое решение. Чтобы оно не зависело от повышения стоимости газа для Европы, что ставит её в тупик. Европейцы становятся марионетками, похожими на маленьких детей в школе в углу. Я ни в коем случае не говорю, что Саакашвили не должен нести ответственность за свои действия. А вообще, это игра очень больших сил. Грузия просто оказалась не в то время не в том месте.
Иван Драч, поэт
Формально Россия нарушила суверенитет Грузии. Грузия защищала свою территорию – Южную Осетию, поэтому её нельзя наказать.
Казбек Бектурсунов, советник мэра Киева
У меня нет навыков политологов, болтающих попусту о том, к чему они не имеют отношения. Моё воспитание запрещает это делать. Собственное мнение у меня есть, и в частном порядке я его высказал кому-то между обедом и ужином, а говорить это публично глупо.
Юрий Горбунов, телеведущий
В любом конфликте всегда виноваты две стороны. Хотя я лично считаю ответ России неадекватным. Это была её агрессия против Грузии. Поэтому для Тбилиси приговор Международного суда должен быть положительным.