Украинских целителей обязали проходить специальную аттестацию и сдавать экзамены на профпригодность. Так Минздрав борется с шарлатанами
Педагог Алиса впервые обратилась к целителю, когда у ее двухлетней дочери начались внезапные обмороки. Молодая мама обошла врачей, но так и не узнала, что происходит с ребенком. Тогда-то друзья и посоветовали ей обратить внимание на народную медицину. "Они сказали, а что ты теряешь? И я решила рискнуть", — рассказывает Алиса. Женщина искала целителя по отзывам и рекомендациям и решила съездить к некоему Александру из села Бабинцы Киевской области. Выяснилось, что мужчина диагностирует выкатыванием — водит куриным яйцом в нескольких сантиметрах от тела пациента, а потом разбивает яйцо и ставит диагноз. На вопрос, было ли у целителя разрешение на работу, Алиса пожимает плечами: "Я и не думала спрашивать".
Кабинет министров определил новый порядок оформления разрешений на занятие целительством. Теперь лицензию станут выдавать сроком на пять лет. Сами целители будут регистрироваться как частные предприниматели и работать без контроля врача, что было обязательным до сих пор. Для человека, который впервые обращается за разрешением, оно будет стоить 1147 грн., а за переоформление уже существующего документа нужно заплатить 5735 грн.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, народная медицина — это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на народных традициях. В нее входят траволечение, рефлексотерапия, биоэнергетика и т. д. По информации Комитета по вопросам народной и нетрадиционной медицины Минздрава, в Украине зарегистрировано всего 250 народных целителей. Они прошли аттестацию и получили необходимые для своей деятельности документы. Однако шарлатанов, которые обещают вылечить все — от несчастной любви до рака — гораздо больше. Поиск в интернете выдает сотни рекламных объявлений таких чародеев. "Нужно отделять зерна от плевел: целителей от тех, кто называет себя знахарями, ясновидящими, магами", — объясняет глава Комитета Татьяна Гарник.
Дневной дозор
Прежде чем попасть на аттестацию и экспертизу, претендент должен явиться на собеседование в Комитет по вопросам народной и нетрадиционной медицины со справкой о состоянии здоровья (психического и физического) и заключением государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы о месте, где он ведет прием пациентов. Сама аттестация состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая. Претендент должен пройти тест, подтверждающий, что он мало-мальски разбирается в анатомии и знает, где какие органы находятся. Вторая часть — практическая, и здесь все сложнее. Целителя направляют в больницу, где он работает минимум с десятью пациентами. Он должен подтвердить их заболевания, которые уже установлены традиционными методами диагностики. Это происходит с согласия пациента и под контролем врачей. Наконец, целитель получает разрешение на практику и полную свободу от проверок на ближайшие пять лет. Еще одно нововведение — если лицензию аннулирует комиссия Минздрава, ее можно будет восстановить через шесть месяцев. Достаточно просто заплатить и повторно сдать экзамен. "Это нонсенс. Если разрешение забрали, значит, есть причина, и был нарушен закон. Таким людям категорически нельзя позволять вести дальнейшую практику", — говорит директор Центра нетрадиционной медицины "Энергетика" Людмила Жукова.
Народным целителям не нужен контроль, чтобы лечить людей, считает Татьяна Гарник. Врачи, которые работают в обычных больницах, мало что понимают в народных методах. "Допустим, врач не разбирается в травах, но должен контролировать действия травника. Какой тогда толк от его присутствия? — объясняет Гарник. — Врач соглашается работать с целителем по контракту, ему платят деньги, но в то же время, чем он занимается, проследить нельзя". И юридически неясно, кто будет нести ответственность, если пациенту навредят.
"Раньше целители заключали контракты с врачами, чтобы их не трогали и давали делать свое дело", — говорит биоэнергетик Людмила Жукова. В ее центре на полставки работает терапевт, которая появляется четыре раза в неделю, а сама Жукова уже двадцать лет практикует биоэнергетику — диагностирует и лечит руками, исправляет биополе и выявляет "энергетически слабые" зоны человеческого тела. Ее беспокоит, что традиционные врачи будут курировать аттестацию и выдавать лицензии. "Проверку знаний проводят все кому не лень, а вот специалистов узкого профиля нет. Как может оценивать врача-травника человек, который совершенно в этом не разбирается? Или выдавать разрешение на работу рефлексотерапевту, если не имеет знаний в этой сфере?" — возмущается Жукова. Против контроля над деятельностью народных целителей биоэнергетик приводит веский аргумент: она знакома с двумя бабушками, которые лечат травами. Одной — 65, второй — 70 лет. Обе ничего кроме этого не умеют и вряд ли смогли бы пройти тестирование. Всему научились от родителей — матери и отца. Но у их крыльца всегда очередь, и никому из пациентов и в голову не приходит попросить их предъявить документы.
Люди говорят
Целитель не имеет права браться лечить тяжелобольных, онкобольных, людей с туберкулезом, ВИЧ и СПИДом. "Хотя в некоторых случаях не он ищет клиентов, а его ищут те, кто потерял всякую надежду, — отмечает Татьяна Гарник. — Если пациент сам обращается за помощью, целитель имеет право его принять. Однако он не может советовать больному бросить лечение у традиционного врача".
Однако именно в таких случаях пациент, как правило, не просит целителя предъявить лицензию, объясняет психолог Татьяна Алексийчук. "Человек идет на прием к народнику, когда попадает в сложную жизненную ситуацию и хочет поскорей из нее выпутаться. Обычный врач вряд ли предложит "волшебную таблетку", которая сразу решит все проблемы. Целитель же обнадеживает, что уже очень скоро все снова будет хорошо". 22-летняя студентка медицинского университета Олеся уверена: чаще всего люди обращаются за нетрадиционным лечением, когда думают, что причиной их недуга стала порча или сглаз. А это вообще не болезни, а субъективное ощущение человека. Целитель может даже навредить, если будет бороться с надуманным заболеванием. А Татьяна Алексийчук добавляет: в большинстве случаев люди идут к целителю даже не за лечением, а за элементарным утешением, и по большому счету им не так уж важна реальность. А значит, и наличие лицензии.
Семь раз отмерь
От услуг целителя стоит отказаться, если он:
– с ходу ставит жуткий диагноз, о котором вы раньше даже не подозревали
– уверяет, что вылечить болезнь может только он и никто другой. И сеансов нужно много
– не уверен в своих силах. Предлагает попробовать что-то одно, а если не получится, что-то другое. И так, пока лекарство не будет найдено
– говорит, что ваша болезнь — ерунда, и ранее он лечил пациентов с куда более серьезными диагнозами. Но раз уж пришли, то, так и быть, он вами займется
– громко заявляет, что его результативность — 100%
– категорически не признает официальную медицину и создает себе имидж, ругая врачей
Источник: astra-lit.com
Ольга Шиленко, Фокус