В Испании из-за самой беспощадной за последние 40 лет засухи разгорелась борьба за водные ресурсы. Тем временем испанский город Сарагоса принимал выставку «Вода и ее рациональное использование», главная цель которой – предотвращение войн за воду в будущем
За окном скорого поезда Барселона – Мадрид почти степной ландшафт. Единственное его украшение – аккуратные плантации оливковых деревьев, раскинувшиеся по северо-восточному плоскогорью. Испания из тех европейских стран, которые знают о проблеме недостатка воды не понаслышке. Большая часть ее территории страдает от эрозии почвы: миллионы тонн верхнего плодородного слоя ежегодно выдуваются ветром. Африканская Сахара медленно, но неумолимо растет и уже перебирается на европейский континент, поглощая юго-восточное побережье Испании.
Пресная вода этим летом стала причиной яростного противостояния испанских провинций. В Барселоне в связи с экономией отключили городские фонтаны. А когда чиновники Каталонии попросили правительство разрешить транспортировку воды из самой быстрой реки Испании Эбро, это вызвало бурю негодования у остальных регионов.
Возможно, после закрытия 14 сентября выставки Expo-2008 в Сарагосе, которая по иронии судьбы была расположена на берегу той самой реки Эбро, пыла у чиновников поубавится. А опыт десятков государств, по-своему сосуществующих с водной средой и решающих проблемы запасов пресной воды, предотвратит немало конфликтов по всему миру.
Изобретательный капитализм
Неизвестно, читают ли организаторы выставки Expo-2008 журнал Time, разместивший недавно призыв Билла Гейтса к капиталистическому миру повернуться лицом к бедным и неимущим и помогать странам третьего мира. Однако главная концепция Expo-2008 в Сарагосе прошла по всем правилам небезразличного к проблемам окружающей среды креативного (по Биллу Гейтсу) капитализма.
Идея проста: можно экономить водные ресурсы, использовать безопасные для окружающей среды технологии и при этом успешно вести бизнес.
К примеру, в уличных кафе на сарагосской выставке можно купить сок, воду или пиво в обычном стаканчике. А можно попросить пластмассовый стакан с талисманом выставки – глазастым существом по имени Флуви (от англ. fluvial – речной). Стоит безделица 1 евро. Сделана из переработанного сырья. Налицо все плюсы делового подхода: организаторам – прибыль, туристам – память, да к тому же наглядный пример рационального использования вторсырья.
Просто зарабатывать деньги уважающей себя западной компании теперь мало. Путь к сердцу сознательного клиента лежит через благотворительность и заботу об экологии. Такой подход только укрепляет позиции компании на рынке, а покупатель, отдавая предпочтение товарам этой торговой марки, тоже делает вклад в общее благородное дело. Японская Sumitomo Chemical, действуя по схожему сценарию, поделилась с танзанийской текстильной компанией одной из своих технологий. Теперь в Танзании производят миллионы защитных сеток от комаров. Что, в свою очередь, помогает бороться с малярией в африканских странах. Еще один пример – немецкая компания Henkel, один из спонсоров выставки в Сарагосе. Уже много лет на ее заводах используют технологии, позволяющие экономно расходовать пресную воду.
– Воду очищают и используют повторно, – объясняет Фокусу президент компании "Хенкель Украина" Дитер Кноль. – Благодаря такому подходу только за последние десять лет мы смогли сократить использование воды на 48% в расчете на каждую тонну изготовленной продукции.
Власть стихии
Проблема нехватки пресной воды, которая многие десятилетия не дает покоя странам третьего мира, завтра может стать реальностью и для развитых государств. Об этом посетителей Expo-2008 предупреждают прямо на входе.
Одна из самых ярких достопримечательностей – перекинувшийся через Эбро 270-метровый Bridge pavilion. Это своеобразные ворота Expo. У специального стенда посетители могут подсчитать, сколько литров воды они в среднем тратят в год. Для этого нужно лишь задать параметры: выбрать регион и город проживания, указать зарплату, примерное количество фруктов, овощей, зерновых и мясных продуктов в недельном рационе, указать, сколько раз в день вы принимаете душ, как часто стираете и т. д. По какой схеме производится расчет – загадка. Но корреспонденту Фокуса компьютер выдал следующий приговор: для обеспечения его существования в год требуется около 1 миллиона 200 тысяч литров воды.
На выходе к главным павильонам выставки путь преграждает предостережение: сегодня каждый третий человек в мире не имеет достаточного доступа к воде. К 2025 году пропорция станет пессимистичнее – недостаток пресной воды будут испытывать двое из трех жителей планеты.
Следующая экспозиция предлагает пофилософствовать. Перед посетителями вырастают три куба – из металла, дерева и стекла. В каждый из них можно войти, каждый в буквальном смысле несет в себе информацию, связанную с водой. Металлический куб испещрен высказываниями известных людей о воде. Набор крылатых фраз интернационален, тут есть и Лаоцзы, и Уильям Шекспир, и Боб Марли. Деревянный состоит из множества досок, на которых обозначено, сколько литров воды тратится на производство тех или иных продуктов и товаров. Третий куб стеклянный. Под его крышей – водопад, внизу, посередине – бассейн, на дне которого написано: "Вода – это творец".
В остальных павильонах конкретики больше. Площадки разделены между странами-участницами (всего их 90) по географическому признаку: острова и побережья, оазисы, умеренные и тропические леса, горы, средиземноморье, степи и саванны. Особый ажиотаж вызывают павильоны Германии, Японии и братских России и Казахстана. Украина в проекте не представлена.
Ежедневно на Expo-2008 приходило не менее 30 тыс. человек. Организаторы всеми силами старались сделать всех соучастниками события, заставить их сопереживать и иной раз почувствовать на себе всю своенравность и непредсказуемость водной стихии. В павильоне "Экстремальная вода" зрителям выдают дождевики и усаживают в симулятор, имитирующий цунами, шторм и наводнения. Ураганный ветер, качающиеся из стороны в сторону кресла, льющаяся отовсюду вода и калейдоскоп из постановочных и документальных сюжетов на экране на несколько минут заставляют посетителей ощутить, каково это – быть беззащитным перед разбушевавшейся стихией.
В другом павильоне – "Жажда" – можно было пройти по руслу высохшей реки. Путешествие вдоль желтых берегов объясняет зрителю, как непросто в страдающих от недостатка пресной воды регионах найти источник и как иной раз путнику приходится преодолевать многие километры в поисках воды. Признаться честно, после таких мрачных, апокалиптических экспозиций играющие на солнце водопады выставки выглядят немного кощунственно.
Тест на сознательность
На Expo-2008 быил и более жизнеутверждающие павильоны. Один из них – Oikos, что в переводе означает "дом для жизни". Все в этом доме движется и работает за счет природной энергии солнца, ветра и воды. Себестоимость энергии в Oikos крайне мала. В одной из комнат зрителей ненавязчиво приобщают к экономии, показывая, что, уменьшив температуру в обогреваемом помещении на один градус, вы не ощутите никакого дискомфорта. В то же время экономия составит 7%. Подобная схема справедлива и для помещений с кондиционером: всего на один градус теплее, но экономия налицо.
Oikos – лишь проект, который после закрытия выставки отправится в Мадрид. Там, надеются организаторы, ноу-хау смогут поставить на поток.
Уже во второй раз для участия в выставке приглашают неправительственные организации. В Сарагосе им оказали почти царский прием – выстроили отдельный павильон, внешне похожий на глиняный кувшин. Есть тут и небольшая лавка Comercio Justo (честная коммерция – исп.), в которой туристы проходят еще один тест на сознательность. Представленные тут товары – от чая до вырезанных из дерева примитивных фигурок – были произведены в странах третьего мира, традиционно славящихся дешевой рабочей силой. Однако цены на товар высоки. По словам продавцов, такой подход помогает одинаково ценить рабочую силу, независимо от того из Азии она или Западной Европы.
Душа реки
С закрытием павильонов жизнь выставки не прекращается, но приобретает менее суетливый облик. Посетители уже не толпятся у входов в выставочные секторы, а разбредаются по ресторанчикам, расположенным на территории Expo. Вечером на нескольких концертных площадках одновременно идут концерты и спектакли. Утомленные жарой и обилием информации туристы усаживаются прямо на тротуар, чтобы послушать незамысловатые песенки. Рядом, скрючившись на расстеленных родителями куртках, мирно посапывают их дети. Похоже, большинство посетителей покупают билет на один день и стараются максимально использовать культурно-развлекательную программу выставки.
Неподалеку от зрителей, повернувшись в противоположную от сцены сторону, расположена огромная скульптура человека, сложенная из белоснежных букв. Это – "Душа Эбро". Человек сидит, обхватив руками колени, и словно слушает шум реки. Кажется, он единственный среди нас точно знает, как жить в гармонии с окружающим миром.
Фактор H2O
При производстве любого товара, продукта или напитка используется вода
1 кг алюминия | 1 стакан апельсинового сока | ||
1 кг стали | 1 стакан яблочного сока | ||
1 кг пластика | 1 стакан молока | ||
1 микрочип | 1 стакан пива | ||
1 компьютер | 1 буханка хлеба | ||
1 кг бумаги | 1 кг персиков | ||
1 лист бумаги формата А4 | 1 кг чеснока | ||
1 газета | 1 кг лука |