Бывший министр обороны Анатолий Гриценко рассказал Фокус.ua о том, как перевести украинскую армию на контракт, сколько это будет стоить и почему в ближайшие годы этого точно не произойдет
Руководство страны озвучивает различные сроки, когда украинская армия станет контрактной. Министр обороны говорил о том, что это произойдет в 2014 году, президент – что в 2017-м.
Я уверен, что при президенте Януковиче этого не произойдет. За три года его президентства не разработано ни одного программного пункта, которые определяли бы стратегию и тактику развития армии на 5 лет, три года или хотя бы на один год. Поэтому определять какие-то сроки – это из серии теории и фантазий. Президент должен выполнять свои конституционные обязанности как Верховный главнокомандующий вооруженных сил Украины. Законодательство предусматривает, что должна быть утвержденная президентом государственная программа развития армии. Такой программы нет. Есть различные проекты или, скорее, прожекты, разработанные при Януковиче. Но ни один из них не был утвержден ни правительством, ни Советом национальной безопасности и обороны, ни тем более указом президента. Программа – это работа, которую нужно выполнить. Оценить состояние армии, угрозы, определить темпы, порядок перехода украинской армии на контрактную основу. А пока все разговоры о контрактной армии беспредметны, все заявления о сроках не имеют под собой никаких оснований.
Что нужно сделать в первую очередь, чтобы переход армии на контракт прошел максимально безболезненно и для самой армии и для страны?
Украине не нужно изобретать велосипед. Уже десятки армий прошли этот процесс и полностью перешли на контракт. В числе последних это сделали Словакия, Германия, Франция и другие государства. У Украины есть некий собственный опыт в этой сфере. В 2005 году, когда я был министром обороны, мы проводили эксперимент, чтобы понять, как перевести армию на контракт до 2010 года. Были укомплектованы контрактниками три бригады: по одной бригаде в каждом из трех видов вооруженных сил. В ходе этого эксперимента было четко зафиксировано, какие задачи нужно решить для того, чтобы армия укомплектовалась полностью по контрактному принципу.
Первая задача – обеспечить высокий уровень боевой подготовки. Чтобы солдат-контрактник занимался своим делом: работал на полигоне, ощущал интерес к военной профессии, а не занимался тем, чем занимается сейчас, например, не подметал плац.
Второе. Солдат-контрактник должен быть обеспечен служебным жильем, потому что если его нет, то две трети денежного содержания уходит на жилье и у военного теряется мотивация.
Третье – это денежное содержание контрактника. Оно должно быть, как минимум, на 10% выше, чем средняя зарплата в Украине. Тогда в армию пойдут не те, кто по каким-то причинам не нашел себя на рынке труда, люди с невысоким уровнем образования, а пойдут более умные и мотивированные. И главное – такие люди должны остаться в армии. Потому что сейчас приходит на контракт тысяча людей каждый год, а через три или через шесть месяцев они уходят, бросают армию.
И четвертая задача, которую нужно решить – это обеспечить солдат-контрактников определенным социальным пакетом. Контрактник должен получить высокий уровень образования в период прохождения службы в военных учебных заведениях. И такая возможность у нас есть. Это медицинский пакет для поддержания здоровья солдата, особенно в случае потери здоровья.
Вот и все задачи. На самом деле лишь одна из них может быть решена сейчас. Это социальный пакет в части образования и, возможно, медицины. Все остальные задачи не решаются, и нет предпосылок для их решения, поскольку армейский бюджет, например, текущего года впервые за очень многие годы даже в абсолютном измерении меньше, чем бюджет предыдущего года.
Какова цена вопроса? Во сколько Украине обойдется перевести армию на контрактную основу? Ведь те задачи, о которых вы говорили требуют немалых средств.
Мне сейчас трудно точно назвать цифры, поскольку я работаю в парламенте, а не в министерстве обороны. Когда я еще был министром, мы производили расчеты. Так вот, если мы говорим о переходе на контрактную армию, то в течение первого года нужно было обеспечить финансирование в объеме 3% ВВП, и два последующих года – по 2% ВВП. Сейчас уровень ВВП другой, инфляция, но я думаю, что ориентиры остались такими же. Тогда будут поставки новой техники, можно будет построить служебное жилье, будет сформирована база для поддержания контрактной армии на должном уровне.
А что будет с теми, кто в результате реформирования армии останется не у дел?
Мы должны исходить из той ситуации, в которой мы сейчас находимся. В июле 2010 года по настоянию Януковича парламент принял закон, который закрепил внеблоковый статус Украины. Что это означает? Это означает, что в вопросах обороны нашего государства мы не будем рассчитывать только на собственные силы. В этом случае нужно говорить об усилении армии, о большем количестве техники, которая должна поступать в войска, об увеличении финансирования в несколько раз и так далее. Это работа не проводится даже не уровне премьеров. Поэтому возвращаясь к первому вопросу, разговоры о переходе на контрактную армию – это тезисы к выступлению по какому-то случаю. Последние три года власть демонстрирует непродуманную политику в этом плане, и нет оснований говорить, что в последующие два года (до завершения каденции Януковича) что-то кардинально изменится. Поэтому заниматься переводом армии на контрактную основу будет уже следующий президент.
Напомним, 29 декабря прошлого года министр обороны Украины Павел Лебедев пообещал, что в 2013 году будет приостановлен призыв в армию. Президент Виктор Янукович дает более реалистичные прогнозы по поводу реформирования вооруженных сил.
Евгения Вецько, Фокус.ua