Разделы
Материалы

Радужные надежды. В США решают судьбу однополых браков

Верховный суд США решает судьбу однополых браков. Одни американцы требуют прав наравне с гетеросексуальными парами, другие опасаются, что новый закон создаст юридический прецедент и приведет к полигамии

Корри Шарп и Дженнифер Том вместе уже больше десяти лет. Они давно решили пожениться и хотели сделать это в родном штате — Калифорнии. Но здесь на референдуме 2008 года 52% жителей высказались против однополых браков. Тогда пара решила оформить отношения в одном из девяти штатов, где закон разрешает подобные союзы. Они поехали в Массачусетс. Скромная церемония состоялась в сентябре 2012 года. Корри и Дженнифер надеются, что рано или поздно их союз признают и дома. Но пока их свидетельство о браке — не более чем разноцветная бумажка, которая в Калифорнии не дает никаких прав, положенных, согласно федеральному закону, традиционным семьям.

Традиционные права
По данным Института Уильямса, в США сегодня насчитывается около 600 тыс. однополых пар, из которых официально женаты 80 тыс. В каждой пятой семье растут дети. В большинстве штатов федеральный закон "О защите брака" на эти семьи не распространяется, так как он определяет брак как "союз мужчины и женщины". А это значит, что гомосексуальные пары автоматически теряют право на многие социальные и налоговые льготы. Геи и лесбиянки не могут получать выплаты по социальному страхованию для овдовевших супругов, рассчитывать на медицинскую страховку супруга (в США есть полисы, в которые можно включать членов семьи). Такое игнорирование гражданских прав стало причиной иска в Верховный суд, который подала 83-летняя Эдит Уиндзор. С нее потребовали федеральный налог на наследство, доставшееся ей после смерти Теи Клары Спайер, с которой женщина прожила 40 лет и оформила отношения за два года до ее смерти. Этого не случилось бы, если бы Уиндзор состояла в гетеросексуальном браке. Согласно федеральному закону, их союз браком не считался, поэтому Уиндзор льгот лишили.

Закон "О защите брака" был принят в 1996 году при президенте Билле Клинтоне. Сам Клинтон, как и его супруга Хиллари, теперь считают, что закон устарел. За однополые браки выступает и нынешний глава Белого дома Барак Обама, первый американский президент, официально поддержавший права нетрадиционных пар. Теперь дело за Верховным судом. В его силах признать федеральный закон противоречащим конституции США и отменить.

По соседству
С каждым годом в США растет число сторонников однополых браков. Десять лет назад их поддерживали только 33% граждан, теперь — почти 50%. Одна из причин роста толерантности — миграция населения из пригородов в город. В последние десятилетия в городах с их либеральными нравами появились районы, где предпочитают селиться представители сексуальных меньшинств. Когда американцы стали переезжать в города, оказалось, что геи — неплохие соседи. Они, как правило, следят за собой, ведут здоровый образ жизни, не буянят, не устраивают шумных вечеринок и в целом законопослушны. В районах, где они живут, инфраструктура отвечает их потребностям. Тут много хороших ресторанов, маленьких кафе, меньше точек фастфуда, зато магазины одежды, бутики и спорт-клубы — в изобилии. Хороший район для американца значит немало, а хорошие соседи — еще больше. Жизнь бок о бок с нетрадиционными парами заставила многих граждан смотреть на них по-другому.

В группу моральной поддержки входит и молодежь, которая с малых лет слышала о борьбе гомосексуалистов за свои права и не воспринимала их как нечто из ряда вон выходящее. "Те, кто родился в 1980-е, уже росли в обществе, где о правах геев говорили открыто", — утверждает профессор факультета социологии Стэнфордского университета Майкл Розенфельд.

Ярых противников однополых браков сегодня немало среди консервативных граждан. Социологические опросы показывают, что чем старше американец, тем больше вероятность того, что он окажется против признания однополых союзов. Такие консервативные организации, как Фонд "Наследие", опасаются, что легализация гомосексуальных браков подорвет моральные ценности общества. "Мы верим, что брак — это союз мужчины и женщины, которые становятся мужем и женой, чтобы затем стать отцом и матерью своим детям. Так задумано природой. Для зачатия ребенка нужны мужчина и женщина", — говорит представитель Фонда "Наследие" Райан Андерсен. Консерваторов также беспокоит судьба детей, которых гомосексуалисты смогут усыновлять наравне с другими гражданами.

Многие социологи и врачи считают, что сексуальная ориентация родителей не влияет на психику ребенка. "Я проводил исследования, которые касались детей гомосексуальных пар. И могу вас заверить: они ничем не отличаются от других детей и ни в чем им не уступают, — говорит профессор Розенфельд. — Для ребенка скорее важен семейный доход, образование родителей и стабильность в семье, а не количество мам или пап". А вот признание союза их родителей наравне с традиционной семьей пошло бы детям на пользу, ведь это было бы лучшим подтверждением того, что их семья ничем не хуже традиционной.

Но у консерваторов есть и другие аргументы. Теперь они опасаются, что такой юридический прецедент откроет двери другим видам брака, например, полигамии. "Для консерваторов однополые браки настолько далеки от нормального порядка вещей, что в случае их легализации людям кажется, что в обществе начнутся и другие изменения, которые они не приемлют", — объясняет профессор Розенфельд.

Верховный суд должен вынести окончательное решение в конце июня. Даже если судьи побоятся кардинально менять институт брака в стране, то они готовы на законодательный эксперимент на уровне отдельных штатов. Представители секс-меньшинств считают даже это победой, но хотят полного признания. "Мы много работаем, у нас отличное образование, мы настоящая семья", — говорит Дженнифер Том из Калифорнии. Для нее и ее супруги Корри Шарп легализация однополых браков означает избавление от чувства второсортности в стране, которая всегда демонстративно заявляла о равных правах и свободах для всех своих граждан.

Яна Седова, Фокус