Украинское телевидение готовится стать цифровым. Изменения будут настолько грандиозными, что их даже не берутся предсказывать. И дело не только в технике – с ней как раз все ясно
Не позже 2015 года каждой украинской семье, привыкшей коротать время перед телевизором, придется предусмотреть дополнительные траты в своем бюджете. Иначе на экране будет зияющая темнота. Поможет только приобретение нового телевизора или сет-топ бокса – устройства, преобразующего сигнал цифрового канала в привычный аналоговый.
Первая определенность
– Обязательный к 2015 году переход Украины на цифровое вещание обусловлен так называемым Женевским соглашением, – рассказывает Фокусу исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Катерина Котенко. – Это соглашение зарегистрировано в ООН, мы под ним подписались и должны выполнять.
Индустриальный телевизионный комитет (ИТК) представляет интересы 75% игроков телевизионного рынка, поэтому о грядущем переходе на цифру там знают если не все, то многое. 19 сентября при поддержке ИТК и содействии фонда "Відродження" и датского фонда International Media Support прошел II Международный форум "Цифровое вещание в Украине". Сегодня ИТК даже создал специальный Цифровой комитет, главная задача которого – сделать предстоящий переход на цифровое вещание максимально понятным и прозрачным и для каналов, и для зрителей. А скандалов и недоговоренностей хватает.
В лоббистские споры, когда разные группы чиновников продвигали свой стандарт цифрового сжатия ТВ-сигнала, были втянуты Нацсовет по вопросам теле- и радиовещания, Нацкомиссия по вопросам регулирования связи, Минтранссвязи. MPEG-2 или MPEG-4? Доводы в пользу первого варианта – его широкое распространение: данный формат используется уже более 10 лет. В пользу второго – более широкие технические возможности. За публичной дискуссией угадывалось продвижение интересов различных производителей. Сегодня в качестве будущего цифрового формата вроде бы утвержден MPEG-4, но законодательные шероховатости в отношениях между разными госструктурами не сглажены: по-видимому, конфликтов не избежать.
По мнению Катерины Котенко, обеспечивать переход на цифровое вещание должен отдельный орган на уровне Кабмина, чтобы согласовывать деятельность многочисленных рабочих групп.
– Подобным путем пошло большинство западных стран, – говорит она, – поэтому в сфере грядущей технической революции они продвинулись намного дальше нас. В Украине, к сожалению, вопросы внедрения цифрового вещания пока остаются областью досужих разговоров. А время поджимает – до 2015 года уже рукой подать. И если к тому времени мы останемся с аналоговым сигналом, то просто-напросто окажемся в информационном и техническом вакууме.
Кроме инженерии
Цифровое телевидение – это новый способ кодирования и передачи сигнала. Звук и картинка, полученные от телеканала, превращаются в биты информации и посылаются через спутник, эфир, телефонную линию или кабель. Потом с помощью цифрового сет-топ бокса этот сигнал раскодируется и снова превращается в изображение и звук. Причем вопрос качества сигнала снимается раз и навсегда: картинка либо есть, либо нет. А ее качество всегда будет неизменно высоким.
Телевизионные цифровые каналы имеют намного большую пропускную способность, чем аналоговые. В каждом таком канале, а всего их окажется около десяти, в свою очередь, будет по восемь-десять программ. То есть, говоря языком привычных технологий, каждый зритель сможет спокойно выбирать из сотни программ.
Цифровое телевидение даст толчок для развития новых рынков услуг и новый виток маркетинговой борьбы каналов. Украинским телевизионным монстрам придется либо учиться, либо брать на работу зарубежных специалистов с опытом продвижения таких услуг. Например, кроме увеличения количества программ, зрители получат возможность смотреть фильмы "под заказ", любимые передачи в удобное время, пользоваться высокоскоростным интернетом, заказывать товар в электронных магазинах не отходя от телевизора и т. д. И те, кто успеет лучше других подготовиться к переходу на цифру, выиграют не только в рейтингах, но и в деньгах.
Например, на Новом канале сосредоточились на наиболее ценимой рекламодателями аудитории – от 14 до 49 лет и полностью переиначили маркетинговую и программную политику. Результаты не заставили себя долго ждать: приблизительно с марта Новый канал временами достает до рейтингов лидеров отечественной телеиндустрии.
– Сначала мы определили виртуальный портрет нашего типичного зрителя, – рассказывает директор по маркетингу Нового канала Максим Дыбенко. – А потом начали подстраиваться под него. Может ему понравиться эта программа или нет? Удобно ли ее смотреть в это время или ее надо перенести на час раньше? Как сделать так, чтобы наш зритель не уходил на другие каналы во время рекламной паузы?
Без ностальгии, с опаской
Как надеются телевизионщики, от внедрения цифрового вещания при должной подготовке удастся выиграть. Аудитория четко "завязана" на те услуги, которые будет предлагать цифра, она готова и обучаться, и платить. Представить 30-летнюю офисную работницу, заказывающую трансляцию ситкома в удобное время, – проще, чем пенсионерку, программирующую свой телик на концерт Иво Бобула. Или взять, к примеру, возможность смотреть цифровое ТВ через мобильный телефон. Ожидается, что именно молодежь и люди среднего возраста будут активно использовать подобную услугу.
В отличие от Нового, 5-й канал, как считает ведущий тамошней программы "Час" Святослав Цеголко, готовит ТВ-продукт не для масс, а для избранных:
– Приход в Украину цифрового телевидения сможет принести неоспоримые плюсы и нам. Наши зрители интересуются политикой и влияют на принятие решений, – рассуждает он. – Это даже не белые воротнички, а элита, которая работает допоздна и приходит домой к полуночи. К тому времени суток телевидение практически не предлагает им серьезных форматов. Зато после внедрения цифры у них появится возможность спокойно пересмотреть все наши гостевые студии.
Впрочем, сказать однозначно, что ведущие каналы страны заинтересованы в переходе на цифровое вещание, тоже нельзя. Они все-таки опасаются. Кто-то – больших инвестиций, ведь "переодеть" в цифру тот же Первый национальный – тяжелая задача для украинского госбюджета. Кто-то – изменений в сферах влияния. Например, последние пару лет "Интер" становился еще сильнее, собирая разные кнопки ("К-1", "К-2", "НТН", "Мегаспорт") в единую группу каналов. И вот теперь, когда задача занять в соцпакете кабельного телевидения половину позиций уже достигнута, замаячила перспектива присутствия в этом соцпакете уже не 10-20, а сотни каналов. Попробуй теперь, собери их вместе.
Один из крупнейших кабельных операторов Украины – компания "Воля" – начала переход на "цифру", не дожидаясь отмашки государства. Еще в 2003 году ею был разработан пятилетний план перевода всей телекоммуникационной сети Киева на цифровой формат.
– Уже в июне этого года количество наших подписчиков на цифру превысило число абонентов аналогового формата, – говорит президент компании Сергей Бойко. – Сегодня услугой доступа к телевизионным программам в цифровом формате пользуется более 300 000 столичных семей. Зритель становится более требовательным и к оригинальным концепциям, и к качественному наполнению каждого канала. Абоненты ищут не количество, а контент.
Тотальная оцифровка ТВ может буквально взорвать и другие сопутствующие рынки. Одних только телевизоров, способных нормально принимать и воспроизводить цифру, будут проданы миллионы. Формально у телевизоров, выпущенных после 1996 г., должен быть scart-разъем, предусматривающий соединение с сет-топ боксом. Другой вопрос – где брать эти боксы, и сколько они будут стоить. Вряд ли государство последует примеру некоторых европейских стран и начнет выдавать такие устройства малоимущим бесплатно. За них надо будет платить, если на новый телевизор нет денег. Придется по-другому взглянуть на мир интернет-провайдерам, мобильным операторам, интернет-магазинам и сетям, ориентированным на продажу товаров с доставкой на дом.
Изменения будут, но качественного прогноза никто дать не может. Беда одна – ни бизнес, ни общество пока не в курсе тех новшеств, которые может принести переход на цифровое телевидение. Значит, всем придется перестраиваться "на марше". И кто первый разберется в этих тенденциях, тот и станет победителем.
Прием спутникового цифрового ТВ