В Крыму в шестой раз прошел фестиваль «Джаз Коктебель». Джаза было больше, чем обычно, да и желающих его послушать на Черноморское побережье съехалось немало
Коктебель считается культовым местом не только среди творческой интеллигенции Украины и России. Небольшой поселок на востоке Крымского полуострова пользуется популярностью и у обычных курортников, поэтому летом тут всегда многолюдно. Однако если в начале осени почти на всем побережье сезон уже заканчивается, то в Коктебеле владельцы летних кафешек и торговцы сувенирами и не думают сворачиваться. В третий уик-энд сентября в поселок приезжают тысячи желающих послушать музыку на самом известном отечественном джазовом фестивале "Джаз Коктебель".
В этом году, по оценкам организаторов фестиваля, специально на мероприятие приехало от 20 тыс. до 30 тыс. человек. Для крошечной набережной Коктебеля такой наплыв людей – практически предел. Центральная площадь поселка, где традиционно располагается главная сцена фестиваля – Волошинская, вмещает около 5 тыс. слушателей. А возможности дневной открытой сцены гораздо скромнее. Чтобы добавить фестивалю размаха, его организаторы в этом году соорудили новую площадку Nu Jazz. Сцена расположилась на просторном нудистском пляже, где может уместиться не менее 15 тыс. человек.
Фишкой сцены стала ее концептуальная направленность: представить самое новое, что есть сегодня в джазовой музыке. Так что вместе с ростом аудитории и территории "Джаз Коктебель – 2008" расширил свой и так довольно расплывчатый формат. К джазу и world music, заявленным в названии, на нынешнем фестивале добавились электронные разновидности этих направлений.
"На этот фестиваль каждый приезжает, чтобы получить свой кусочек пирога. У нас не целевой фестиваль", – объясняет разнообразие в программе "Джаз Коктебеля" джазовый музыкальный критик и фестивальный ведущий Алексей Коган.
Куски пирога
Ориентироваться на узкую целевую аудиторию организаторам "Джаз Коктебеля" и правда не имеет смысла, поскольку публика тут собирается весьма эклектичная. Кто-то приезжает просто с палаткой к морю, кто-то ищет компанию для общения, кто-то предпочитает традиционные курортные развлечения вроде караоке и летних дискотек, некоторые все это совмещают. Последовательных поклонников джаза в пестрой фестивальной толпе меньшинство. Однако именно они должны были радоваться "Джаз Коктебелю – 2008" больше всех, поскольку его программа получилась более джазовой, чем обычно.
За три дня на Волошинской сцене джаз-фанаты услышали игру на аккордеоне француза Ришара Гальяно, которого иногда называют олицетворением современного европейского джаза; прониклись духом импровизации двух десятков лучших музыкантов фестиваля во время "Волошин-Гранд-Джем-Сейшен"; приобщились к настоящей легенде джаза – послушали выступление американского саксофониста Арчи Шеппа с его любимой вокалисткой Миной Агосси; а также оценили сольную программу фронтмена немецкой эйсид-джазовой команды De Phazz Карла Фриерсона, состоящую из смеси традиционных госпелов, соула и фанка.
Самый энергичный и экспрессивный из всех приглашенных звезд, Фриерсон успел за один вечер не только дать полноценный концерт на Волошинской сцене, выступить в паре с отечественным диджеем Jalsomino на сцене NU Jazz, но и спеть вместе с Арчи Шеппом. Этот импровизированный дуэт так обрадовал Фриерсона, что он кричал со сцены во время своего выступления, не заботясь, что далеко не все понимают его английский: "Ого! До сих пор не верится, что я был на одной сцене с Арчи Шеппом! Да ведь про него в Америке в книгах пишут!". С той же мыслью к зрителям обратился и ведущий Алексей Коган: "Теперь каждый из вас сможет сказать: я видел Арчи Шеппа".
Направление world music на фестивале представил живущий во Франции угандиец Джеффри Ориема и его интернациональная группа. Разнообразную подборку практически на любой вкус, состоящую из эстрады, джазовых мотивов, французского шансона, легкой классики, а также украинского и грузинского этно исполнила певица и, как оказалось, пианистка Тамара Гвердцители.
В стиле нюГлавным хедлайнером сцены NU Jazz стала британская команда Red Snapper. Группа с 15-летней историей и армией фанатов, всегда славившаяся своими экспериментами в электронной музыке, в Коктебеле отыграла живую программу на вполне джазовых инструментах – контрабасе, саксофоне, электрогитаре и барабанах.
Участники группы перед выступлением посетовали, что не смогут остаться и послушать Арчи Шеппа. Но при этом самим Red Snapper удалось собрать аудиторию побольше, чем была у легендарного саксофониста. Что, впрочем, неудивительно, учитывая возможности новой сцены: она не только расположилась на просторном пляже, но и звук тут оказался гораздо лучше.
Однако эти улучшения зрителям не обошлись даром. На фестивале появилось еще одно новшество: платный вход на вечерние программы на сцене NU Jazz. Публика, уже привыкшая к тому, что "Джаз Коктебель" всегда был бесплатным, изменения восприняла с возмущением. Когда ведущие объявляли, что билеты на первый и третий день стоят по 75 грн., на второй – 125, а абонемент на все три – 225, самые недовольные выкрикивали: "Отстой!" Значительная часть зрителей нововведение просаботировала и слушала вечерние программы за ограждением. Возмущение достигло предела перед концертом Red Snapper, ради которого в Коктебель приехало большинство молодежи, и вылилось в несколько безрезультатных попыток свалить железный забор.
"Это не зарабатывание денег, это то, что в бизнесе называется ликвидацией кэшевого разрыва. Некоторые спонсоры отказались давать деньги из-за финансовых сложностей, алкогольные компании уменьшили объем спонсорских денег в связи с введением новых акцизных марок", – объяснила причину появления билетов на "Джаз Коктебеле" председатель оргкомитета фестиваля Лилия Млинарич. При этом, однако, бюджет фестиваля не разглашается, поскольку это коммерческая тайна организаторов. "Фестиваль возник как частная инициатива и поддерживается частным образом в достаточно большом бюджете", – сказала г-жа Млинарич.
Дорогу молодым
Хотя для зрителей фестиваль и стал частично платным, а значит, менее доступным, для молодых команд он оказался более открытым. Коллективы, играющие джазовую и околоджазовую музыку – а спектр тут очень велик, – могли отправлять заявки на участие через сайт фестиваля. Желающих оказалось более сотни. Те, кто в итоге приехал в Коктебель, были определены с помощью интернет-голосования и проведенного экспертами отбора.
Услышать новую кровь отечественного и зарубежного джаза можно было на дневной открытой сцене, а также днем на сцене NU Jazz. Единственным, пожалуй, исключением стал проект "Пушкин-джаз": именитые музыканты Александр Александров, Юрий Парфенов, Владимир Тарасов и Владимир Волков играли фри-джаз, под который поэт Владимир Алейников начитывал тексты из черновиков Пушкина. "Нечеловеческая музыка", – прокомментировал услышанное один из зрителей.
Несколько образцов не менее нечеловеческой музыки можно было услышать и от молодежи. Оказалось, что джаз молодые команды трактуют очень широко и смешивают его с роком, этно и фолком, трип-хопом, эйсид-джазом, диджейскими сетами, соулом, фанком, инди-попом и еще множеством других направлений. Результат экспериментов называется, как правило, авторской музыкой или же еще каким-нибудь замысловатым словосочетанием вроде психоделического эмо-шансона, как у отечественной группы "ДомЪплот". Конечно, эксперименты не всегда оказываются удачными, тем не менее большинство молодых групп явно тянут на номинацию "открытие фестиваля".
Праздник нон-стоп
Открывать новые имена организаторы "Джаз Коктебеля" планируют и в дальнейшем. "Без этого невозможно развитие фестиваля, более того – это одна из задач мероприятия", – уверяет его исполнительный директор Андрей Слабинский. Еще одно направление для развития – создать такие условия, чтобы приехавшие на фестиваль находились в музыкальной среде круглосуточно. "Джаз Коктебель – 2008" этой цели почти достиг.
Музыка с разных сцен практически без перерывов звучала с часа дня до пяти часов утра, причем зачастую одновременно в нескольких местах. В остальное время гости могли себя развлечь арт-программой: запусканием воздушных змеев в проекте "Письма Волошину", мастер-классами по вытынанке и лепке, выставкой картин "Джаз на холсте".
Кроме того, фестиваль отметился социальным проектом "Улицебиение", в рамках которого проявить свои музыкальные, и не только, таланты смогли дети-сироты. Внес фестиваль лепту и в актуальное сегодня эко-движение: у тех, кто хотел попасть на вечерние концерты без денег, была возможность получить билет в обмен на помощь в уборке пляжа.
Впрочем, самым популярным развлечением на фестивале традиционно остается дегустация местной алкогольной продукции. Иностранных артистов это, по словам организаторов, очень впечатляет. Но особенно их поражает вежливость людей, прогуливающихся по поселку явно с не первой бутылкой в руках. Некоторые, правда, так увлекаются дегустацией, что до сцен, где играет музыка, просто не доходят. Но на праздничную атмосферу фестиваля это влияет скорее положительно. А на "Джаз Коктебель", в общем-то, едут именно за этим.
"Джаз Коктебель" завершился (18 фото)