Разделы
Материалы

Слепили историю. В Мыстецком арсенале открылась выставка 100 шедевров мировой скульптуры

Эксперименты с формой от самого известного в мире украинского скульптора, кубизм в золоте и сюрреализм в бронзе — в "Мыстецком арсенале" открывается выставка "100 шедевров мировой скульптуры"

Пабло Пикассо начал создавать скульптуры тогда же, когда и живописные полотна. Произведения из металла и дерева художник, как, впрочем, и многие его коллеги по цеху, использовал для отработки новых идей, не считал их серьезными и даже скрывал от публики. Первая крупная выставка скульптур Пикассо состоялась, когда художнику было почти 80 лет.

С 12 апреля до 12 мая в столичном "Мыстецком арсенале" на выставке "100 шедевров мировой скульптуры" можно увидеть работы Пабло Пикассо, выполненные из золота. И убедиться, что зря художник так критично относился к своим пластическим этюдам, ведь скульптуры у изобретателя кубизма получались не хуже, чем картины. В списке ста шедевров значатся также произведения Сальвадора Дали, Поля Гогена, Эдгара Дега, Огюста Родена, Альберто Джакометти, Ханса Арпа, Генри Мура, а также Александра Архипенко — пожалуй, самого известного в мире украинского художника, совершившего в скульптуре несколько революций.

"Выставка представит срез скульптуры конца ХІХ — начала ХХ века в трех ее магистральных направлениях", — рассказывает куратор выставочных проектов "Мыстецкого арсенала" Александр Соловьев. Первое, самое раннее направление, с которого началось превращение скульптуры из декоративных статуэток в сложный вид искусства, — это фигуративная, созданная с натуры пластика. Как, например, импрессионистические танцовщицы Эдгара Дега или философские работы Огюста Родена, в том числе и самая узнаваемая скульптура ХХ века "Мыслитель". Когда Роден только задумывал произведение, оно называлось "Поэт" и являлось портретом Данте Алигьери. Но со временем скульптор переосмыслил свою работу, поменял название, и фигура сидящего человека стала универсальным образом философа, сила мысли которого перекликается с его физической силой.

Вторая часть выставки — произведения представителей Парижской школы. Среди них — Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Аристид Майоль, Константин Бранкузи, Альберто Джакометти и другие художники, которые за несколько десятилетий изобрели больше новых направлений — от кубизма и сюрреализма до экспрессионизма и постимпрессионизма, чем появилось за предыдущие пару сотен лет. Причем и в живописи, и в скульптуре. Часто эти авторы вдохновлялись архаическими культурами и африканской ритуальной пластикой и с понятных, натуралистичных форм переключались на абстракцию. Завершилось это развитие авангардной скульптурой Генри Мура, Жака Липшица, Ханса Арпа и Александра Архипенко. В их работах главное — эксперименты со сложными формами, тут важен и присущий скульптуре выпуклый объем, и новаторские пустоты.

"Представленное собрание позволяет проследить динамику развития мировой скульптуры от ее классических форм, унаследованных от античности, до модернизма", — объясняет Александр Соловьев. Эту возможность зрителям предоставил меценат Игорь Воронов, обладающий крупнейшей в Восточной Европе коллекцией скульптур. Именно на ее основе и собрана экспозиция "100 шедевров мировой скульптуры".