Разделы
Материалы

Пальма на экспорт. Картина украинца попала в список топ-лотов международного аукционного дома

Картина украинского художника впервые попала в список топ-лотов международного аукционного дома. Профессиональное достижение живописца Олега Тистола выводит отечественный контемпорари-арт на новый уровень

Когда художник Олег Тистол закончил работу над картиной "Раскраска", она выглядела довольно лаконично: темно-синий силуэт пальмы на светлом фоне. Затем произведение выставлялось на Украинской неделе моды в октябре прошлого года, и каждый желающий мог оставить на нем свой автограф. В результате картину украсили цветочки, котики и надписи вроде "Вы делаете мир ярче!" или Love Forever. "Это моя полноценная живопись, которую я дал на растерзание публики, — рассказывает Фокусу Олег Тистол. — И она оставила свое искусство поверх моего".

В Украине эту картину увидеть больше не получится. 11 апреля на лондон-
ских торгах дома Phillips "Раскраска" была продана за $53 900, купил ее американский коллекционер. Для Тистола это уже восемнадцатые международные торги, кроме Phillips на его счету — продажи на Sotheby"s, Christies и Bonham"s, и в этом смысле художник — рекордсмен не только в Украине, но и в СНГ. Однако недавний аукцион особенно важен, поскольку "Раскраска" попала в семерку топ-лотов, то есть главных произведений торгов, наряду с картинами Энди Уорхола и Бэнкси.

"Это для меня серьезное достижение, — говорит Тистол. — Из произведений художников СНГ в топ-лоты попадали только работы Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Но, во-первых, это дядьки, которые намного старше, а во-вторых, это мировые звезды последние 25 лет". Ну а самым главным результатом торгов Phillips художник считает новость о том, что на следующем аукционе, который состоится через полгода, его работы планируют взять на вечерние торги. "А это уже совсем по-взрослому, там выставляют самое важное и ценное, — объясняет Тистол. — Это попадание украинского автора в обойму очень серьезных художников".

Появление вашей картины в списке топ-лотов — это серьезное достижение. А как насчет ее удачной продажи, является ли цена показателем успеха?
В принципе, да, особенно в нашей стране. Хотя я, как каждый нормальный художник, профессиональный и фанатичный, жуткий эгоцентрист и с детства убежден, что я лучший художник всех времен и народов. Поэтому любая цена на мои работы всегда будет недостаточной. Но я реалистично смотрю на вещи. И прекрасно зная место украинского искусства в мировом контексте, понимаю, что это наш очередной прорыв.

А какое место отводится украинскому искусству в мировом контексте?
А какое место отводится нашей стране в мировой политике? Нас не хотят видеть в Евросоюзе, хотя мы находимся в центре Европы. То же самое и с искусством. И только из-за того, что мы хорошие художники, украинское искусство там нужно. Аукционный успех тому доказательство. Почему именно он? Потому что у нас пока нет других внятных вариантов экспертной оценки. Вот, например, я участвовал в крупнейших мировых биеннале — в Москве, Сан-Паулу, Венеции. Да и вообще с конца 1980-х мы всегда обязательно присутствуем в мировом контексте. Но и биеннале, и крупные музейные выставки — это профессиональный успех, который проходит мимо широкой аудитории. А вот когда успех выражен в эквиваленте американского доллара, он вызывает интерес. Меня это нисколько не обижает и не унижает, я понимаю: ну а как иначе? Если бы Ван Гог не стоил 50 миллионов еще 30 лет назад, поверьте мне, о нем гораздо меньше говорила бы публика. Художники уважали бы Ван Гога, даже если бы он ни копейки не стоил. А вот широкой публике стоимость дает понимание ценности. С "Черным квадратом" Малевича то же самое.

Разве "Черный квадрат" вспоминают из-за его цены, а не в контексте "да что это ваше современное искусство — я тоже так могу нарисовать"?
Вопросы нам как художникам о "Черном квадрате" стали постоянно задавать только после того, как десять лет назад появилась информация, что за миллион долларов "Квадрат" был куплен и подарен Эрмитажу. До этого спрашивали очень вяло.

А все-таки, что такое современное искусство?
На самом деле современное искусство — это научно-исследовательский институт по изучению красоты. Вот, например, женщина, когда утром красится, уже занимается искусством, потому что создает красоту. Или парень идет по улице и присматривается к девушкам — он ведь созерцает красоту, то есть тоже занимается искусством. Но люди редко отдают себе отчет в этих занятиях. А художники изучают красоту сознательно. При этом актуальные художники изучают то, что будет красивым завтра. Поэтому их не всегда легко понять.

Получается, вы уже назначали красивыми денежные купюры, изображение на телеэкране, горы и пальмы в сериях "Украинские деньги", "TV+реализм", "Горы" и "Ю.Б.К.". Что следующее?
Следующее — все сразу. Вот мы сейчас с Николаем Маценко делаем крупный проект "Нацпром". Частично он, может быть, будет показан в Венеции на биеннале. Или нет. Я же художник, я никогда не знаю, что у меня будет завтра. Это же не бизнес-план. В искусстве карьер нет, есть репутация.

Вот, например, серия "Ю.Б.К." с пальмами. Я начал ее в 2006 году в Гурзуфе — неожиданно, у меня перед этим была депрессия, я поехал в Крым, и тут как будто новая жизнь началась. А теперь я больше пальмы писать не хочу, мне стало отвратительно. Эта серия стала слишком коммерчески успешной. Нужна другая внутренняя мотивация, невозможно без вдохновения, иначе это халтура, а когда начинается халтура, надо уходить. И сейчас это прозвучит как понты, но я скажу страшно важную вещь. Я не работал ни дня в своей жизни. Я рисовал.

Юлия Куприна, Фокус