Разделы
Материалы

Что осталось после Евро. Почему оправдались не все ожидания от футбольного чемпионата

Украинцы надеялись, что благодаря чемпионату Европы по футболу о нас узнает мир, приедут толпы туристов, а в страну потекут инвестиции. Спустя год Фокус проанализировал 7 главных ожиданий от Евро-2012 и выяснил, почему оправдались не все из них

Чемпионат Европы по футболу стоил Украине $5,5 млрд. Стадионы обошлись в $800 млн, инфраструктура — в $4,5 млрд. Организаторы подчеркивали: эти деньги будут работать не только с 8 июня по 1 июля 2012 года. Стране обещали аэропорты, гостиницы, дороги и поток иностранных туристов. Оптимистично были настроены и граждане: 75% респондентов телефонного опроса, проведенного Институтом Горшенина сразу после чемпионата, были уверены в улучшении репутации Украины за рубежом. Но следующий год показал, что на самом деле мало что изменилось.

Маловлиятельная, непопулярная и политически нестабильная страна проигравшей "оранжевой революции" с высокими инвестиционными рисками и коррупцией во всех органах власти. Плюсы — красивые женщины, дешевые проститутки и грядущее Евро-2012. Так писали о нашей стране накануне чемпионата. Это выяснило PR-агентство Bohush Communications, промониторившее новости об Украине, опубликованные в 12 странах мира с 2000 по 2010 год.

Что пишут сегодня? "Ситуация не улучшилась — однозначно", — заявляет президент Bohush Communication Денис Богуш. "Несмотря на успешное проведение Евро-2012, Украина в глазах мирового сообщества выглядит даже хуже, чем до турнира", — говорит Елена Деревянко, вице-президент Украинской PR-лиги и совладелица агентства PR-Service. Во время чемпионата это агентство проводило неформальный опрос иностранных журналистов. "Общее впечатление было чисто бытовым: страна не самая богатая, проблемная, со странной властью, но очень дружелюбная, гостеприимная и красивая", — рассказывает о результатах опроса Деревянко.

Для большинства европейцев Украина так и осталась белым пятном на карте. Богуш отмечает, что если за два месяца до Евро-2012 наблюдался резкий всплеск интереса к нашей стране, то после чемпионата о ней забыли. "Количество публикаций в заграничных СМИ резко уменьшилось. Об Украине перестали говорить", — резюмирует Денис.

Надежда: в Украину хлынут иностранные туристы
Реальность: турпоток из-за рубежа уменьшается. Иностранцев отпугивают дорогие авиабилеты, некачественный сервис, языковой барьер и отсутствие информации об Украине

Датчанин Йоханнес Андерсен оправдал надежды отечественных чиновников: он приезжал в Украину на Евро-2012 и теперь рекомендует посетить ее своим друзьям. "Но, учитывая новости, которые приходят из вашей страны, о коррупции, политических преследованиях, мафии, делать это становится все сложнее, — признается он. — Многим кажется, что Украина — отсталая страна".

Самого Йоханнеса неприятно удивило, что "Укрзализныця" перед Евро-2012 так и не пустила дополнительные поезда к польской границе. Плюс языковой барьер. "В стране, где по-английски почти никто не говорит, турист чувствует себя как ребенок: полностью зависит от того, как его встретят и обслужат, — говорит Андерсен. — А Украина — не место для детей, это страна, живущая по законам джунглей". Поездку к нам датчанин сравнивает с путешествием во времени в 1950-е годы.

В этом году, по прогнозам Госагентства по туризму и курортам, Украину посетит всего 900 тыс. иностранцев — наименьшее количество за последние пять лет. "С каждым годом турпоток уменьшается в среднем на 10–15%. И даже Евро-2012 не смог изменить эту тенденцию", — вздыхает Ольга Галабала, совладелица турфирмы "Уникальная Украина".

Туроператоры выделяют три основные проблемы, тормозящие развитие въездного туризма. Главная — дорогие билеты на самолет. Европейцы привыкли путешествовать по Европе за 30–50 евро, а перелет в Украину стоит в десять раз дороже. Вторая проблема — визы. К Украине проявляют интерес арабские и азиатские страны, которые, по информации Госагентства по туризму и курортам, могут дать до 2 млн туристов в год. А визы дорогие. Например, китайцу украинская виза обойдется в $87, срочная — в $175. В другие европейские страны визы дешевле.

Кроме того, иностранных туристов сдерживает дефицит информации о стране. "Когда мы спросили в Госагентстве о стратегии развития туризма, нам ответили, что намерены провести инвентаризацию туристических объектов. Совершенно совковый подход", — возмущается Ольга Галабала. По оценкам туроператоров, даже при существующей инфраструктуре Украина может принять до 10 млн туристов в год. В сравнении с европейскими странами это мизер. К примеру, во Франции годовое количество туристов достигает 79 млн человек при населении страны в 65 млн.

В мае президент киевского автомотоклуба Сергей Малик за 13 дней объехал всю Украину на мотоцикле. "Почти 8 тыс. км дорог, и большая часть в выбоинах", — констатирует он. По его мнению, отечественным дорожникам не хватает системного подхода: некоторые дороги относительно целы десятилетиями, некоторые разбиты уже через год после ремонта. "В соседней Польше таких проблем нет", — говорит Малик о государстве – партнере Украины по Евро-2012.

По данным Укравтодора, на реконструкцию и строительство дорог к Евро-2012 было потрачено около 15 млрд грн. за четыре года. Для отрасли деньги мизерные: за них удалось привести в порядок 1615 км автотрасс — примерно 2% дорожной сети Украины. В основном ремонт коснулся маршрутов футбольных фанов: трасс Киев – Чоп и Киев – Харьков. "Особенность Украины в том, что без таких мероприятий развитие инфраструктуры невозможно, — рассуждает эксперт Института Горшенина Владимир Застава. — У власти нет мотива столько делать, а у общества — требовать".

На ремонт автотрасс к чемпионату привлекались кредиты, выплата которых стала непосильным бременем для дорожников. "60% денег, выделенных в госбюджете-2013 на финансирование потребностей Укравтодора, пойдет на выплаты процентов", — объясняет директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. Непосредственно на дороги в нынешнем году будет потрачено 3,2 млрд грн. Для сравнения: в 2012 году эта сумма составила 6,95 млрд грн.

Новые качественные автотрассы, подобные дороге Киев – Чоп, в Украине появятся не скоро. По оценкам Укравтодора, для развития дорожной сети требуется 40 млрд грн. ежегодно. Таких денег в госбюджете нет, поэтому в конце мая глава Укравтодора Евгений Прусенко заявил, что его ведомству придется отказаться от строительства новых трасс в пользу ремонта существующих. "Иначе мы рискуем потерять всю сеть дорог", — заключает Прусенко.

Надежда: авиаперевозки станут доступнее
Реальность: новые аэропорты пустуют. Их масштабы существенно превышают реальные потребности, а государство защищает интересы монополистов авиарынка, не пуская в Украину бюджетные авиакомпании

Четыре города, принимавших чемпионат, обновили аэропорты. Но заслуга Евро-2012 здесь меньше, чем принято говорить. Например, проект строительства терминала D в киевском аэропорту Борисполь появился еще в 2005 году — за два года до принятия решения о проведении турнира в Украине. "А завершение строительства в информационном пространстве проходило под знаком Евро потому, что именно этот терминал должен был использоваться как основной для обслуживания болельщиков", — объясняет пресс-секретарь аэропорта Борисполь Оксана Ожигова. Новый терминал строили не на средства госбюджета. "Финансирование осуществлялось за счет собственных ресурсов и кредитов, которые предприятие обслуживает самостоятельно", — говорит Ожигова.

Сейчас Борисполь, способный принимать 25 млн пассажиров в год, загружен в среднем на треть. В бизнес-плане предприятия заложен рост пассажиропотока на 10% в год. "В терминал D приходит авиакомпания "Международные авиалинии Украины", и в пиковые часы его загрузка будет достигать 90%", — сообщили в пресс-службе аэропорта. А полная загрузка всех терминалов ожидается через 10–15 лет.

В Харькове компания DCH Александра Ярославского вложила в реконструкцию комплекса аэровокзала $107 млн, государство — вдвое больше. Владелец DCH арендовал аэропорт на 49 лет, инвестиции рассчитывает окупить через 17–20 лет. Воздушные ворота Харькова — самые скромные из всех, встречавших гостей Евро-2012: аэропорт рассчитан на 2 млн пассажиров в год.

А вот аэропорты в Донецке и Львове не желает арендовать ни одна коммерческая структура. Смета авиаузла в Донецке составила 2,8 млрд грн. При реальной загрузке в 1 млн пассажиров в год аэропорт рассчитан на 10 млн человек. Сложнее ситуация во Львове. В постройку аэропорта им. Данилы Галицкого государство вложило около 4,6 млрд грн. Теперь аэропорт может ежегодно обслуживать до 17 млн пассажиров, но в этом году им вряд ли воспользуются больше 600 тыс. пассажиров.

Строительство гигантских аэропортов имело бы смысл, если бы государство поддерживало развитие авиаперевозок. "Отечественные чиновники просто не пускают в страну лоукосты, — говорит Ольга Галабала из турфирмы "Уникальная Украина". — А аэропорты простаивают. Наших знакомых, которые работают во львовском аэропорту, заставляют экономить электричество, включая компьютеры всего на несколько часов в день". В качестве примера Ольга приводит переговоры о нужном для украинской туриндустрии рейсе Киев – Шанхай, которые длятся уже больше года. "Авиаперевозчика целенаправленно не пускают в Украину", — возмущается она.

Надежда: в Украине появятся недорогие отели
Реальность: средняя цена гостиничного номера в Киеве — 120 евро, что в 1,5 раза выше, чем во многих европейских городах. Инвесторы строили элитные отели: их срок окупаемости сравним с недорогими гостиницами, но отель класса люкс предпочтителен с точки зрения имиджа и статуса

Пятизвездочный Fairmont Grand Hotel Kyiv открылся в марте 2012 года и стал первым отелем этой сети в Восточной Европе. Но футбол тут ни при чем. "Проект реализовывался в течение пяти лет, когда о проведении Евро-2012 в Украине еще никто не подозревал. Наши действия — результат взвешенного анализа рынка", — рассказывает генеральный менеджер отеля Кристоф Ганстер.

Вряд ли собственники других гостиниц действовали иначе: большая часть открытых накануне чемпионата отелей была запланирована еще до 2008 года, а построена к 2012-му. "Их строительство или реконструкция из-за кризиса была отложена на 3–4 года, — объясняет Александр Соколов из Pro-Consulting. — Привязка к Евро не более чем маркетинговый ход". Кроме того, за год до чемпионата в Украине был введен льготный налоговый режим для строительства отелей, и возводить их стало значительно дешевле, чем и воспользовались Леонид Юрушев, Александр Ярославский и другие состоятельные граждане.

В декабре 2012-го, по данным Минэкономразвития, в Украине работала 1551 гостиница — на 153 больше, чем годом ранее. Большая часть новых отелей появилась в Киеве и Львове, Харькове и Донецке. Сегодня в этих четырех городах несложно найти номер класса 4 или 5 звезд. Появляются и отели среднего сегмента: Ramada Encore, Holiday Inn, Ibis. Стоимость номера в них стартует с 75 евро в сутки, заполняемость достигает 45%.

Однако сегмент бюджетных гостиниц — самых востребованных туристами и командированными — почти не развивается. "Номеров, эквивалентных уровню 2–3 звезды, все еще не хватает", — констатирует исполнительный директор Ассоциации малых отелей и апартаментов Украины Антон Матияш. По его словам, с точки зрения бизнеса окупаемость и дорогой, и недорогой гостиницы одинакова — 5–7 лет. "Но рынок не насыщен, и вот уже 10 лет инвесторы предпочитали элитные проекты, которые давали дополнительную ценность — статус, имидж", — объясняет Матияш. Благодаря чемпионату этот сегмент заполнен, и теперь, возможно, инвесторы обратят внимание на недорогие отели.

Еще до начала Евро-2012 Украина получила право организовать баскетбольный чемпионат Европы-2015. Турнир примут шесть городов — Киев, Львов, Донецк, Харьков, Одесса и Днепропетровск. Благодаря футбольному чемпионату основная спортивная инфраструктура городов сформирована, и правительство обещает потратить всего $1 млрд на окончательную подготовку. А строительством арен, которые обойдутся в $300 млн, планируют заняться частные инвесторы.

В 2015-м Украина может получить право на проведение другого грандиозного соревнования —
зимней Олимпиады-2022. Игры собираются провести во Львове, Славском и Тысовце. По предварительным подсчетам, на олимпийское строительство придется выделить $10 млрд, но расходы наверняка возрастут. Пример Сочи показателен — россияне тоже собирались подготовить город за $12 млрд, а сейчас смета перевалила за $50 млрд и продолжает расти. Для Украины такие траты непосильны.

Чего не скажешь о проведении чемпионата Европы по футболу в 2020 году, который пройдет в 13 странах. Федерация футбола Украины собирается подать заявку. И если выиграет, один из городов получит право принять четыре матча основного раунда или три решающих поединка. Имея готовые стадионы и инфраструктуру, страна наконец сможет заработать на проведении чемпионата.

Надежда: в стране повысится интерес к футболу
Реальность: посещаемость матчей чемпионата Украины выросла, но не из-за Евро-2012.
В первенстве усилилась конкуренция, что привлекло внимание болельщиков к ключевым матчам. А вот желающих поступить в детские футбольные секции на волне чемпионата Европы действительно стало больше

Чемпионат Украины по футболу 2012–2013 годов стал самым посещаемым в своей истории. В среднем на каждый матч приходили 12 400 зрителей. Шесть лет назад, до победы Украины в тендере на проведение Евро-2012, посещаемость едва превышала 9000. Прирост на 37% —
неплохой показатель. Другие европейские страны, принимавшие последние чемпионаты мира и Европы, показывали примерно такие же результаты.

Главная причина роста интереса — новые арены. Но ожидалось, что само проведение Евро, ажиотаж вокруг футбола заметно отразятся на росте количества болельщиков. Однако футбольного бума не произошло. Сезон 2012–2013 годов превзошел прошлый чемпионат лишь на 9%. И даже эту цифру можно объяснить другими факторами. Одесский "Черноморец", луганская "Заря" и киевское "Динамо", показавшие самый большой рост болельщиков (60%, 48% и 25% соответственно), в этом сезоне отыграли все матчи на новых аренах. Причем одесситы и луганчане выступили успешно, что привлекло еще больше болельщиков. Качеством игры и хорошими результатами можно объяснить рост посещаемости матчей донецкого "Металлурга", "Металлиста" и "Днепра". Стабильно набирает "Шахтер" благодаря хорошей маркетинговой работе с болельщиками. Другими словами, нет ни одного клуба, к которому неожиданно и сам по себе возрос бы зрительский интерес. Более того, из-за разногласий с властями "Карпаты" не используют потенциал "Арены Львов", которая обошлась налогоплательщикам в 3 млрд грн. и каждый день расходует еще несколько десятков тысяч из госбюджета. А испытывавшие финансовые трудности "Таврия", "Волынь", "Кривбасс" и "Арсенал" заметно ухудшили свои показатели на трибунах.

Зато выросла популярность футбола среди детворы. С прошлой осени в детских футбольных школах ажиотаж. "Число желающих заниматься увеличилось примерно вдвое, — говорит и. о. директора Академии "Шахтера" Александр Фундерат. — И я связываю это с чемпионатом Европы. Успехи "Шахтера" тоже сказываются, но наша команда уже давно показывает хорошие результаты, а такого бума среди детей еще не было". В школе "Динамо" подтверждают наплыв юных футболистов. "Если во время набора 2011 года приходило в день по 250 детей, то прошлой осенью бывало и по 500", — гордится старший тренер Александр Ищенко. Для того чтобы принять как можно больше детей, "Динамо" открыло несколько филиалов школы в Киеве.

Сергей Одаренко, Ольга Сытник, Андрей Бережанский, Сергей Болотников, Фокус