120 лет назад юные украинцы в летних лагерях выстраивали гимнастические пирамиды и тушили пожары
К летним лагерям на постсоветском пространстве намертво приклеилось слово "пионерский". Но неужели никто до большевиков не додумался собирать детей в одном месте и развивать их как физически, так и духовно? Додумались, и тому есть масса архитектурных свидетельств на улицах западноукраинских городов. Старинные "дома пионеров" выглядят не как совковые серые бетонные коробки: они яркие и щедро декорированные. Это наследие общества "Сокол" — движения, которое на рубеже XIX и XX веков распространилось на всю Восточную и Центральную Европу.
Революция духа
Все началось в 1862 году, когда жители австро-венгерской Праги Мирослав Тырш и Индрих Фюгнер, сторонники популярного в те годы панславизма, задумавшись о крепости духа и тела, создали спортивное общество "Сокол".
Они уловили дух времени: в мире намечались большие перемены. Уходил век чопорных барышень, теряющих сознание по любому поводу, и романтических юношей с впалой грудью. Бледная кожа уже считалась нездоровой, загар больше не был признаком простолюдинов, отсутствие мышц вызывало презрение. На зеленых лужайках воцарялся футбол, приобретала популярность гимнастика, возрождались Олимпийские игры. Революция вкуса избавляла женщин от обременительных кринолинов и удушающих корсетов.
За несколько лет движение подхватили словенцы, сербы, македонцы, а в 1866 году и поляки. До 1884-го польский "Сокол" действовал только во Львове, но затем распространился на всю Галицию, в его ряды вступило много украинцев. В 1894 году появился и отдельный украинский "Сокол", причем тоже во Львове. Кроме Галиции, украинское общество закрепилось на Подолье и Буковине, иногда под названием "Сечь". А с 1905 года к движению присоединилась Россия.
Юные пожарные
"Соколы" разработали собственную гимнастику. Комплекс упражнений настолько продуман, что почти без изменений вошел в программы по физкультуре российских военных училищ и фрагментарно дожил до наших дней в утренней зарядке украинской армии. Соколята занимались не только физкультурой: они учились оказывать первую помощь, ходили в пешие и велосипедные походы, пели, музицировали, ставили спектакли и устраивали танцевальные вечера.
Были отделения "Сокола" и в селах, где они назывались "руханково-пожарными филиалами". "Руханка" означало "гимнастика", а пожарному делу в тогдашних деревнях уделялось много внимания: это было по-настоящему важно и нужно. В 1912 году в атмосфере уже витал дух грядущей мировой войны, поэтому украинские соколята учились стрелять.
Были группы для ребят помладше и постарше, отдельные — для девушек или, к примеру, гимназистов. Издавалась и своя пресса — газета "Вести с Запорожа". В целом общество стало прообразом будущих спортивных школ, дворцов пионеров и летних лагерей. Огромное внимание уделялось летнему досугу в селах, где во время сбора урожая важны каждые руки. При некоторых филиалах работали летние детские сады, а городские соколята постарше сбивались в стаи "стрелецких сокольских куреней".
Спорта без соревнований не бывает, поэтому соколята регулярно мерялись силами друг с другом на съездах — окружных, краевых и даже всеславянских. Дошедшие до наших дней смешные старинные фотографии с сотнями гимнастов в майках и трико, с живыми пирамидами — как раз с этих съездов. Например, в 1910 году на окружном слете соколов Тернопольщины проходили соревнования по волейболу, метанию диска и ядра, а также пятиборью. Именно "Сокол" еще в 1860-х внедрил в галицкие массы "копаный мяч" (футбол). Первый задокументированный "Газетой львовской" футбольный матч прошел как раз между соколиными командами Львова и Кракова 14 июля 1894 года.
Финансировали движение сами его участники, оплачивая ежегодные членские взносы.
Второе рождение
Цель, поставленная когда-то Тыршем и Фюгнером, в целом была достигнута: в 1907 году все национальные общества объединились во Всеславянский союз. Особенностью всех "Соколов" была воспитательная и патриотическая работа с молодежью, тогда как военной муштры и политики старались избегать. Помогло мало: когда на западноукраинские земли пришла советская власть, все "соколиные гнезда" были ликвидированы как реакционные буржуазно-националистические общества. То же случилось и на Балканах.
В наши дни "Сокол" пытаются возродить члены "Свободы": проводят слеты, патриотические акции, сплавы по Днестру, устраивают летние лагеря. Совсем недавно, с 9 по 12 мая, на горе Маковке около карпатского села Тухля на Львовщине прошел очередной слет соколят —
не только западноукраинских, но и одесских, черкасских, киевских и харьковских. Живы соколы и в Польше, и в Чехии, но до былой популярности им еще очень далеко.
Многие здания общества "Сокол" дошли до наших дней и до сих пор используются все
в тех же культурно-спортивных целях. Фигуры хищных птиц, тотемов "Сокола", с фронтонов давно посбивали, но все остальное, включая гимнастические залы, сохранилось. Во Львове на стене здания по ул. Руськой, 20 висит памятная доска "Сокіл-батько". Тихую улочку Князя Коснятина в городке Снятин украшает домик с фигурной башенкой, сейчас здесь располагается Центр детского творчества. Молодежный центр в Коломые, здание около стадиона — шедевр львовского зодчего Ивана Левинского, автора многих строений в стиле карпатского модерна. В миниатюрном "соколином" замке на площади Мицкевича в Ивано-Франковске сейчас находится областная детская библиотека. "Сокол" в Залещиках давно "подрабатывает" кинотеатром. В Черткове, Бродах, Сокале и Самборе в бывших "гнездах" открыты народные дома. В Бучаче, Стрые, Жидачеве и Яворове — дома культуры, в Радехове — музыкальная школа, в Теребовле — спортивная школа, в Сколе — районная библиотека, в Рогатине — школа эстетического воспитания учащихся. А "гнездо" во Львове на углу улиц Дудаева и Ковжуна — сегодня спортивный корпус института физкультуры.
Ирина Пустынникова, Фокус