Разделы
Материалы

Эксперты обещают Путину смещение протеста в провинцию в ответ на застой - Reuters

Москва - застрельщик антипутинских выступлений - охладела к демократии и не так озабочена доходами, как "дальнее Замкадье". Провинция же готова отозваться на экономическую стагнацию жесткими протестами, против которых Кремль не рискнет действовать как на Болотной, считают аналитики, предсказавшие крупнейшие за 13-летнее правление Путина массовые акции, сообщает Reuters.

"Проблема для власти - что протесты вышли за пределы Москвы", - сказал журналистам президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, представляя социо-психологическое исследование в партнерстве с ведущими социологическими лабораториями Левада-центр, ФОМ и ВЦИОМ.

Доклад подготовлен для Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, экс-министра финансов и товарища Владимира Путина.

ЦСР когда-то предсказал выход на зачищенное российское политическое поле "рассерженных горожан", омрачивших возвращение Путина на третий президентский срок. Теперь центр обнаружил, что падение популярности Путина прекратилось девять месяцев назад, и большинство в 143-миллионной стране по-прежнему не видит ему альтернативы в роли гаранта стабильности, хотя теперь этому сопутствует не массовый оптимизм, как в первые путинские годы, а, наоборот, скепсис.

"Потеря надежды на развитие страны - она очень серьезна", - сказал Дмитриев.

Кремль подчеркивает опору на традиционный слой сторонников в глубинке; его пропагандисты рисуют протестные столичные слои пресыщенной и развращенной публикой, бунтующей от безделья. Больше десятка участников столкновений с полицией уже несколько месяцев ждут за решеткой приговора по "Болотному делу" .

Но при этом общий запрос российского общества на демократию, преимущественно западного типа, заметно вырос и намного превышает тягу к тирании или монархии, сказал Дмитриев, который в 2000 году среди других реформаторов писал экономическую программу первого президентского срока Путина и четыре года был первым замом министра экономики.

"В целом в России, по данным нашего опроса, сторонниками демократии являются две трети населения", - сказал ученый.

Дмитриев отвел приверженцам разного рода деспотий нишу в десять процентов и указал на парадокс: за год в глубинке стало больше предъявляющих спрос на гражданские свободы по сравнению со столицей.

"В Москве спрос на демократию упал, и не исключено, что сильно", - сказал Дмитриев. При этом ученые обнаружили высокий уровень тревожности в российском обществе, оценив его в 60 с лишним процентов в глубинке и в 80 с лишним в столице и крупных городах. Причиной чего чаще всего является неуверенность в завтрашнем дне: за пределами Москвы людей беспокоят их доходы, а в столице - социально-политическая среда и моральная атмосфера.

На этом фоне 60-летний Путин воспринимается большинством как психологический оплот последней надежды, и его положение выгодно отличается от последних лет правления Бориса Ельцина, чьи рейтинги обрушились под занавес 1990-х.

"Есть масса причин, по которым люди держатся за Путина как за политический якорь", - сказал Дмитриев.

"Мы очень далеки от ситуации Ельцина конца 90-х".

Раз - и подожгли

По его словам, падение доверия к власти "уперлось в непробиваемый пол", и волна ее консервативных инициатив вошла в резонанс с представлениями большинства о базовых ценностях, таких как патриотизм.

Дмитриев сказал, что прекращение снижения популярности власти стало неожиданностью для его команды.

"Мы не видели факторов, которые формируют непробиваемый пол рейтинга", - сказал он, затруднившись предсказать, сколь долго продлится стабилизация электоральных рейтингов, которые до этого неуклонно снижались два года.

В июне озабоченный почти полной остановкой экономического роста Путин разрешил потратить более $40 миллиардов государственной пенсионной кубышки на оживление экономики, выбрав для их освоения новые мегапроекты под гул критиков, указывавших на сомнения в эффективности предыдущих трат .

Дмитриев сказал, что в случае нарастания экономических трудностей на улицы готовы выйти свыше 40 процентов трудящихся в России в целом и лишь около 15 процентов - в Москве, описав ситуацию в столице как "политическую демобилизацию". При этом по сравнению с экономическим кризисом-2009 люди воспринимают выход на улицу "как норму, а не девиантное поведение", - сказал ученый.

"Для властей в этой ситуации неудобно даже простое замедление роста", - сказал Дмитриев.

"Ухудшение экономической ситуации стало опаснее для власти, чем в 2009 году. Есть очаги протеста - города-миллионники... Протестность, распределенная в регионах, - это тревожный звонок для властей".

Он привел в пример июньские события в Новохоперске под Воронежем, где митинг недовольных планами добычи никеля обернулся поджогами буровых вышек и автомобилей, а несколько человек были арестованы.

"Раз - и пошли-подожгли. Типичный региональный протест. Но против этих людей власти пока не готовы применять силу, как против москвичей", - сказал Дмитриев.

"И ситуация такая - во многих местах. Для власти это должно быть дискомфортно".

По материалам Reuters