Детройт стал самым крупным муниципальным банкротом за всю историю США. Теперь бывшая роскошная автомобильная столица мира может превратиться в еще один город-призрак, символ разрухи и упадка
Украинец Тарас Хлебович жил и работал в Детройте всего полгода. Признается, что для него в США это было самое тяжелое время. Он работал уборщиком в офисах компаний и получал очень мало. "Долго я там не выдержал, — признается Хлебович Фокусу. — Работа ночная, платили 7–8 долларов в час. Приходилось подрабатывать — днем развозил наших местных украинок по домам, в которых они убирают. И так до вечера. А потом часам к десяти-одиннадцати вечера — опять на свою работу. Выдержать такой ритм тяжело".
Другой работы в городе не было. Некоторые украинцы, по словам Хлебовича, устраиваются водителями грузовых машин, но таких вакансий немного. Спустя несколько месяцев он переехал в Чикаго, где и украинская диаспора побольше (там проживает 100 000 человек), и работа престижней — можно пойти на стройку и зарабатывать от $3000 до $6000 в месяц. Хлебович до сих пор вспоминает Детройт как очень депрессивный город, заброшенный и разрушенный. "Можете себе представить впечатления гостей ежегодного международного Детройтского автомобильного салона: они проезжают по улицам некогда великого города к Кобо-центру, где проходит автосалон, вокруг некогда шикарные здания просто умоляют о помощи, а между ними шастают бандитского вида чернокожие молодые безработные", — говорит Хлебович.
Власти Детройта объявили о своей неспособности выплатить долги по кредитам 19 июля. Еще несколько десятилетий назад никто и представить себе не мог, что сердце мирового автопрома и воплощение американской мечты станет крупнейшим муниципальным банкротом и задолжает
$18 млрд. Сегодня многие в США полагают, что судьбу Детройта в ближайшее время могут разделить и другие американские города.
В 1940-х годах Детройт был четвертым по количеству жителей в стране. Благодаря многочисленным военным заказам он начал быстро наращивать производство. А 1950-е оказались лучшими годами города. Кстати, с 1958-го по 1962 год Детройтом управляла первая женщина-мэр. Она была украинкой, и звали ее Мэри Бек. На местных заводах в те времена работало 200 000 человек. Но и их не хватало. Профсоюзы смогли выбить для работников автопрома невероятно высокие зарплаты и социальные гарантии: в Детройте за час платили $71, в два раза больше, чем в среднем по стране.
Пошли ко дну
Сегодня на местных заводах едва ли наберется 20 000 работников. Из почти 2 млн детройтцев в городе остались лишь 700 000, да и те наверняка скоро начнут собирать пожитки.
Все началось с сокращения военных заказов. К тому же Детройт стал центром внутренней миграции — сюда хлынули афроамериканцы из южных штатов. Расовые конфликты привели к тому, что белые горожане стали покидать город. Этот исход назвали White Flight ("бегство белых"). Белое население сократилось до 7% (для сравнения: в 50-е их было не менее 80%). "Не хочу показаться расистом, но в местах проживания афроамериканцев сразу наступает разруха и коллапс коммунальной системы", — говорит Фокусу Тарас Хлебович. Как правило, большинство из них не работают, сидят на социальных пособиях, а значит, никаких поступлений в бюджет от них ждать не приходится.
В 1970-х по Детройту сильно ударил нефтяной кризис. К тому же американский автопром столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны японских машин. Те оказались намного экономичнее. В следующем десятилетии на пятки рабочим детройтских заводов стали наступать свои же — в штате Теннесси налоговое бремя оказалось полегче, а рабочий люд посговорчивее. Автоконцерны стали сворачивать производство в Детройте. Поступления в местный бюджет сократились, а раздутую инфраструктуру города надо было содержать. Многие горожане пошли на муниципальную службу. И сегодня мэрия, а вместе с ней местный медицинский центр и государственный университет Уэйна — самые крупные работодатели в Детройте.
Свой вклад в разруху внес и чрезвычайно высокий налог на недвижимость, в Детройте он вдвое больше, чем в среднем в США. В 2012 году половина домохозяйств не смогла заплатить налог, в результате бюджет недосчитался $250 млн. Из-за этого сложилась парадоксальная ситуация: по закону злостных неплательщиков налогов надо выселить, но как только процедура выселения завершается, детройтцы покупают дом снова, при этом платят намного меньше, чем задолжали местному бюджету.
У последней черты
О банкротстве Детройта говорили давно. Власти штата, как и федеральная власть, спасать утопающего не хотели. Как-то не по-американски — вкладывать деньги налогоплательщиков в заведомо гиблое дело. Весной 2013 года губернатор штата Мичиган Рик Снайдер отправил в город кризисного менеджера Кевина Орра. Именно он пришел к заключению, что единственный выход для города — начать процедуру банкротства. Долг к тому времени перевалил за $18,5 млрд, а ежегодный дефицит бюджета составил более $380 млн.
Теперь муниципалитет хочет избавиться от долговых обязательств. Он может воспользоваться ст. 9 Кодекса США о банкротстве, который серьезно ограничивает возможности кредиторов для взыскания денег с должника. По некоторым оценкам, львиную долю своих кредитов они потеряют. Это может оказаться последней соломинкой для местных властей, так как дает им право пересмотреть коллективные соглашения с профсоюзами, фактически ставшими тем камнем, который потянул Детройт ко дну. Мэрия должна в первую очередь выполнить многомиллионные социальные и долговые обязательства перед своими работниками и пенсионерами. Город будет по-прежнему открыт, уверяет Кевин Орр, но ему придется еще туже затянуть пояс, реструктуризировать долги с остальными кредиторами, выставить на продажу пустующие жилые дома, а вместе с ними и предметы искусства из городского музея. Местных жителей также ждет дальнейшее повышение налогов.
"Многие из перечисленных проблем характерны для всей страны. Детройт просто оказался у этой черты раньше", — говорит экономист Михаил Бернштам из Стэнфордского университета.
В течение последних 80 лет 640 муниципалитетов использовали ст. 9, а 40 случаев пришлись на последние 5 лет. До Детройта самым крупным должником был округ Джефферсон (штат Алабама) с долгами на сумму более $4 млрд.
Одна из самых болезненных проблем в стране — необеспеченные гособязательства перед пенсионерами, бывшими госслужащими и военными. Сегодня они составляют $87 трлн. Прежде всего это программы медицинского страхования пенсионеров. Эта цифра в пять раз превышает ВВП страны. По словам Михаила Бернштама, Детройт должен стать уроком для США и европейских стран, где население стремительно стареет, а молодежь годами сидит без работы, а значит, в скором времени содержать армию пенсионеров будет попросту некому.
Загнали в угол
Жить в Детройте стало опасно
– Население Детройта сегодня составляет около 700 000 человек. В 1950-х было 1,8 млн. С тех пор город потерял 63% населения
– Уровень безработицы с 2000 года вырос в три раза и составил 16%. Это вдвое больше, чем в среднем по США
– Уровень преступности в Детройте в 5 раз выше, чем в среднем по стране
– Число убийств достигло исторического уровня, что превратило город в один из самых опасных в США за последние 20 лет
– Местным жителям приходится ждать приезда полиции в среднем 58 минут, при этом по стране этот показатель составляет 11 минут
– В первой четверти 2013 года 40% городского освещения не работало
– На сегодня в городе покинуты 78 000 зданий
– Ежегодно здесь происходит 12 000 пожаров, 60% из них случаются в брошенных домах
– Дефицит городского бюджета составляет $375 млн и $700 млн с учетом последних займов, то есть на начало 2014 финансового года сумма составит $1 млрд
Источник: blackrock.com
Кризисный менеджмент
Страдающие от кредитного бремени города по-разному решают свои долговые проблемы
Янгстаун (штат Огайо)
С 1950-х годов потерял 120 000 жителей. Теперь здесь живет 66 000 человек. Власти снесли 4000 домов, что помогло снизить уровень преступности, поскольку раньше здания использовались как склады для краденого, здесь торговали наркотиками и устраивали публичные дома.
Городок Флинт (штат Мичиган)
Также потерял половину жителей за последние 50 лет. Дома, за которые годами никто не платил налоги, власти отчуждали, а затем сносили, выставив участки в так называемом земельном банке за символические $25. Землю предлагали жильцам по соседству в качестве места для сада или гаража.
Питтсбург (штат Пенсильвания)
Некогда центр сталелитейной индустрии смог переориентироваться и теперь известен как город с ведущими университетами, медицинским центром и множеством компаний в сфере высоких технологий. Это позволило создать новые рабочие места и спасти Питтсбург от разорения.
Яна Седова, Фокус