Около тысячи болельщиков съехались в минувшее воскресенье в столицу из разных городов страны, чтобы заявить руководителям украинского футбола о своих требованиях. Их было шесть; пятым пунктом стоял призыв запретить натурализацию футболистов неукраинского происхождения
Захистимо наш футбол! — под таким девизом в центре Киева собрались фанаты украинских футбольных клубов. Милиция и "Беркут" в полной экипировке ждали участников акции еще на Арсенальной площади, где обычно встречаются болельщики. Шутка ли, в одном месте собрались "горячие головы" со всей Украины.
Прохожие косились на развевающийся флаг с напоминающей нацистскую символикой. Между тем, клетчатые шарфы и английские кепки "барберриз", которые были на большинстве фанатов, согласно негласной традиции, означали футбольную солидарность и, на данный момент, миролюбие — по крайней мере, по отношению друг к другу.
Проблема справа
В центре словесных баталий, развернувшихся в Интернете еще накануне проанонсированного события, оказалось обстоятельство, на первый взгляд весьма далекое от футбола. Дело в том, что заявку на проведение акции подали политические партии, исповедующие праворадикальные идеи — Украинская национал-трудовая партия (УНТП), "Свобода", и столичная организация УНА-УНСО.
Кроме объяснимых с точки зрения болельщиков требований — проводить матчи по выходным, устраивать игры национальной сборной не только в Киеве, но и в прочих городах Украины, разрешить на стадионах жечь "файеры", прекратить "ментовский беспредел" на трибунах, максимально ограничить количество легионеров в украинских клубах — был еще один пункт. А именно, настоятельно звучал призыв запретить натурализацию футболистов неукраинского происхождения.
Одних участников сетевых форумов сразу насторожило намерение соблюдать "расовую чистоту" среди игроков, другие подливали масла в огонь пещерными высказываниями о "хачиках" и "ниггерах", которых, понятное дело, "нужно мочить"
Впрочем, большинство собравшихся футбольных фанов вряд ли догадывались о какой-то политической подоплеке происходящего. С десяток членов УНТП напоминали о себе тем, что выпячивали свой красно-черно-белый флаг перед каждой из нацеливавшихся на них фото- и видеокамер. Над головами болельщиков развевались также стяги "Свободы", которой руководит экс-нардеп Олег Тягнибок, и организации "Патріот України". Что, кстати, было не корректно по отношению к условиям манифестации. Члены УНА-УНСО пожимают плечами: договаривались ведь — только национальные знамена и футбольная атрибутика!
— Мы не являемся юридическим лицом, мы всего лишь неформальное сообщество футбольных болельщиков, — говорит Федор, один из фронтменов акции, наотрез отказавшийся назвать фамилию. — Поэтому мы и воспользовались предложением этих партий помочь нам в организации шествия. А больше никому из политиков наши проблемы не интересны.
Стоп, Билала?
Желание максимально ограничить часло легионеров еще можно понять: хочется болеть за команду, состоящую из соотечественников; в конце концов, речь идет об украинском футболе. Но категорическое требование запрета натурализации иностранцев — программный "гвоздь" национал-радикалов.
"Стоп, Билала!": о чем больше говорит этот плакат — об игровых ли недостатках родившегося в Запорожье атакующего полузащитника из киевского "Динамо", у которого мать — украинка, а отец — из Конго, где сам Рассел Билала, гражданин Украины, никогда не бывал, — или все-таки о банальном расизме последователей той же УНТП?
— Конечно, каждому болельщику обидно, что собственники футбольных клубов все еще делают ставку на чужеземных игроков, — отмечает Роман Зиновьев, спортивный журналист и болельщик. — Но за годы безвременья, в 1990-е, когда не было достаточного финансирования и закрывали ДЮСШ, в футболе мы потеряли почти целое поколение. Потому и нужны легионеры, в том числе — для последующей перепродажи. А что толку, если игрок "стопроцентный" украинец, но уровень его игры не отвечает современным требованиям? Такого футболиста сами же болельщики-украинцы сразу и "затюкают"!
Национал-радикалы примером с Билалой (а не, например, с другими "динамовцами", белорусом Артемом Милевским или Александром Алиевым из Хабаровска) показали: выкрикивая "Украина — для украинцев!", они имеют в виду отнюдь не гражданство, а "кровь" и цвет кожи.
А.С. А. В.
— Почему-то все думают, что футбольные фанаты — это какие-то безмозглые хулиганы, которых только и нужно, что лупить милицейской дубинкой, — рассказывает лидер фан-движения команды "Кривбасс" Александр. — Вот мы и приехали на эту акцию, чтобы заявить о своих правах.
За манифестацией все время пристально следили правоохранители. То и дело участники размышляли вслух, будут ли сегодня стычки с "ментами".
— Милиция на стадионах чувствует вседозволенность, ведет себя вызывающе, в основном сама и провоцирует стычки, — сетует харьковчанин Юрий. — Да, мы кричим, мы орем, но какое им дело? Мы никого не трогаем, но мы пришли на футбол, пришли болеть за свою команду!
— На стадионе, когда тебя ударит милиционер, зафиксировать злоупотребление, чтобы защитить свои гражданские права, нет никакой возможности, — уверен юрист из Киева Олег, болельщик со стажем. — В цивилизованных странах уже давно отказались от полиции на стадионах, там пользуются услугами частных охранных фирм. И количество инцидентов при этом существенно уменьшилось.
Студент одного из столичных вузов Сергей называет себя футбольным хулиганом. Он не прочь подраться с такими же "хулами" перед матчем или после него, но категорически отрицает стычки между фанатами во время самой игры, ведь болельщики команд-соперниц обычно разведены по разным секторам. Но, отмечает он, кровной вражды между ними нет. После потасовки, случается, и пиво попьют. Сегодня этот молодой человек — в шарфе национальной сборной и клетчатой кепке, сигнализирующей о межфантской солидарности. Единственные, на кого время от времени падает его неприязненный взгляд — милиционеры.
Когда на митинге зазвучали призывы к легализации пиротехники, разрешенной в других странах, кто-то зажег фальшфейер. Толпа радостно заулюлюкала. К "нарушителю" тотчас ринулся человек в форме. В ответ в разных местах собрания загорелись еще "файеры" и все вокруг стали гневно скандировать: "Эй-си! Эй-би!", — это интернациональная речевка футбольных болельщиков против бесчинства "копов", в которой зашифрованы первые буквы английской фразы "all cops all bustards": если перевести — "все менты — ублюдки".
"Viva, Україна!"
— Мы сознательно приняли участие в организации этой акции вместе с УНТП, потому что не хотели, чтобы манифестация с участием футбольных болельщиков, собравшихся со всей Украины, воспринялась как какая-то "пронацистская", хулиганская выходка, — говорит Игорь Мазур (Тополя), лидер киевской организации УНА-УНСО, председатель фан-клуба сборной Украины в 1998-2001 гг. — Когда играет наша сборная, то радуются успехам и переживают неудачи все. Вклад болельщиков в победы нашей команды нельзя преуменьшать, и то, что их требования футбольным начальством игнорируются, — несправедливо.
Активисты УНА-УНСО координировали шествие колонны болельщиков; манифестация из-под контроля не вышла. Хоть и собралась в тот день отнюдь не самая послушная молодежь.
Давно замечено: несмотря на хулиганистый внешний вид и бьющие через край эмоции, футбольные болельщики — люди, склонные к самоорганизации: вспомним, как слаженно пускают они "волны" на трибунах, как развертывается "секторская" командная футболка или огромный национальный флаг.
Во время шествия по улице Грушевского кто-то бросил клич. Из глоток сотен незнакомых между собой молодых людей понеслось: "Viva, Україна!".