4 октября 1993 года из танков был обстрел по Белому дому в Москве. Кадры атаки на здание российского правительства стремительно разошлись по всему миру, число жертв событий 3 и 4 октября дошло минимум 120 человек. Вот так, отмечает обозреватель немецкого издания Die Welt Юлия Смирнова, первые дни российской демократии были омрачены насилием.
Сопротивление Верховного Совета России и президента Бориса Ельцина найти компромисс превратилось в трагедию. Как указывает ныне глава совета правозащитной организации "Мемориал", а тогда ведущий специалист комитета Верховного Совета России по правам человека Олег Орлов, "нам, правозащитникам, было ясно, что к кровопролитию приведут действия обеих сторон".
Между тем, пишет Смирнова, тогдашний конституционный кризис оказал роковое влияние на будущее всей демократии в России.
Все дело в том, продолжает автор, что в 1993 году у новой, независимой России еще не было своего основного закона. Верховный Совет, который обладал - вопреки попыткам принять изменения, включающие распределение властей - непропорционально большой властью, не ограничиваемой почти ничем, упрямо выступал против совершаемой президентом Ельциным "шоковой терапии" и прочих экономических реформ. Со временем конфликт парламента и президента только усиливался.
21 сентября 1993 года президент Ельцин подписал указ №1400 о роспуске парламента. Формально, отмечает журналист Die Welt, делать это президент права не имел. Верховный Совет же, в свою очередь, отрешил Бориса Ельцина от власти и назвал новым президентом Александра Руцкого, который вместе с Русланом Хасбулатовым противостоял президенту Ельцину.
4 октября 1993 года парламент был взят штурмом. Ельцин, продолжает комментатор, "победил, хотя и заплатил за победу большую цену". В декабре того же года на референдуме была одобрена новая российская Конституция, которая предоставила главе государства чрезмерную власть.
"Так была ли тогда, в 1993 году, спасена демократия в России?" - вопрошает Смирнова. Правозащитник Орлов полагает, что "скорее нет": "Ельцинский указ номер 1400 привел к катастрофе".
С того времени, отмечает Die Welt, все большее влияние на российскую политику доставалось выходцам из армии и спецслужб, так называемым"силовики". Роковыми же последствия оказались тогда, когда к власти пришел президент Путин. Он усилил власть, предоставленную ему Конституцией, еще значительнее - вплоть до авторитаризма.
***
Напомним, что на днях президент РФ Владимир Путин позволил себе публичное оскорбление в адрес автора идеи о том, чтобы передать российскую часть Арктики под международный контроль.
Источник: Die Welt, перевод: Инопресса
По материалам ИноПресса