Разделы
Материалы

Почему жлоб-арт в Украине становится модным

Уродства человеческой природы всегда вдохновляли мастеров культуры и искусства. Украинские — не исключение. Сегодня в тренде жлобы

Пару столичных жлобов отловили и посадили в клетку, привезли во Львов и разместили перед Дворцом искусств. Живые экспонаты на глазах у публики занялись привычным делом — стали лузгать семечки, пить пиво и заплевывать окружающую среду. Каждый желающий мог подойти поближе, рассмотреть их, прочесть надпись на прикрепленной к клетке табличке: "Гопнік звичайний" и послушать требования "метнуться к ларьку по-быстрому и по ходу принести блок сигарет".

Жлобология как наука
Образцовые гопники в клетке были подставными, а их показательное выступление этой осенью приурочили к презентации альманаха "Жлобология" на львовском Форуме издателей.
В книгу вошли эссе 33 авторов, объединенные темой жлобства. О нем рассуждают писатели Юрий Издрык, Сергей Жадан, Юрий Андрухович, художники Иван Семесюк, Арсен Савадов, Василий Цаголов, искусствоведы Дмитрий Горбачев, Эдуард Дымшиц и другие.

У каждого из них неповторимый опыт осмысления этого общественно-культурного феномена. Жадан утверждает, что в его детстве это слово было слишком изысканным для языка улицы, обычно обходились менее литературными "мудак" и "пидарас". Андрухович вспоминает, что впервые узнал о существовании жлобов в 1970-х, слушая магнитофонные бобины с песнями Владимира Высоцкого. В одной из них были строки о "здоровенных жлобах", порубивших заповедные дубы на гробы.

Писатель Юрий Издрык актуальность темы жлобов объясняет тем, что сейчас именно они диктуют формат массовой культуры. По словам автора трактата о мудаках, жлобство в нашем обществе — доминирующий стандарт поведения.

"Главная миссия искусства — фиксировать время", — убежден Антон Мухарский, автор идеи "Жлобологии" и куратор проекта "Жлоб-Арт". Время с этих картин смотрит испитыми лицами гопников с цепями, проституток с Окружной, грудастых теток с базара и народных депутатов с распальцовкой. У времени некрасивое лицо.

"Украина переживает переходный этап, формируется нация. А жлобство — одна из детских болезней. Большая часть нашего населения — это папуасы и дикари с буряковыми мордами, от которых невозможно избавиться в общественном транспорте", — уверяет Фокус Иван Семесюк.

Свою "музу" художник встретил в 2005 году в киевском трамвае. Это был парень в спортивном костюме. Он курил, развалившись на сиденье, не обращая внимания на пассажиров. Вид у пацанчика был настолько боевым, что смолчали даже обычно скандалящие тетки. Приехав домой, Семесюк по свежим следам написал картину "Брателло". Затем появилась серия гоп-арта. Цена этих работ сегодня стартует от двух тысяч долларов. "Брателлу" художник продавать не спешит. По его мнению, в будущем цена взлетит до нескольких сотен тысяч долларов.

Ни к одному течению хрестоматийное ленинское определение не подходит так точно, как к жлоб-арту: "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс…". Жлоб-арт не только принадлежит народу, но и создается им — ежедневно, в режиме реального времени.

Я опаздывала в "Мыстецкий арсенал" на открытие выставки жлоб-арта и вызвала такси. Пришлось взять с собой маленького ребенка. В машине по радио очередной раз рассказали новость о том, что в Москве на Красной площади оппозиционный художник в знак протеста прибил свои тестикулы гвоздями к мостовой. Я была благодарна водителю за отсутствие комментариев по этому поводу. Выдержав паузу, он вежливо спросил о другом — нормально ли мой ребенок переносит поездки в машине. Меня тронула его забота, и я уверила, что все в порядке. "Хорошо, — ответил мне таксист. — А то у меня тут как-то пассажирские дети сиденье обрыгали".

Машина отъехала от гаража, на котором было накарябано: "Внимание! Не парковаться ближе 8 м. Убью!".

Оксана Савченко, Фокус