Фокус собрал коллекцию ошибок, на которых сегодня учатся украинские школьники
Школьники занимаются по учебникам, которые не могут быть использованы в учебном процессе. К такому выводу пришли эксперты Института украинского языка Национальной академии наук, проанализировав "Математику для 1-го и 2-го классов" Ф. Ривкинда и Л. Оляницкой издательства "Освiта". Скандал разгорелся с подачи бдительного редактора тернопольского издательства "Учебники и пособия". В учебнике для 1-го класса нашли полторы сотни ошибок, большинство из которых языковые. В ответ на обвинения главный редактор "Освiти" Олег Костенко назвал критику новых учебников "интеллектуальным досугом" и "очередной интернет-сенсацией". А также пообещал разослать в школы наклейки с исправлениями — чтобы замаскировать найденные ошибки.
Большинство ошибок, обнаруженных во время экспертизы, связаны с плохим знанием авторами украинского языка. Забавнее всего прелести двуязычия проявились в задаче о Лесовичке: у него было девять пирожных, и он угостил ими Галявинку и Поляночку. "Галявинка" — это и есть "поляночка" в переводе на украинский. Издательство, правда, ссылается на 11-томный "Словарь украинского языка", в котором есть и "галявина", и "поляна". Что в контексте задачи из учебника не страхует от нелепицы. Авторы "Математики" показали себя еще и знатоками украинской литературы. Если верить им, "Кобзарь" Тараса Шевченко насчитывает девять томов. Вообще-то этот поэтический сборник обычно издается одним томом.
Зошит з читання. 1 клас. Бацула Н. В., Кравченко Г. Ю. (До "Букваря" М. Д. Захарійчук, В. О. Науменко). – Ранок, 2012.
Первоклассникам предложено отыскать смысл в мешанине из букв и разделить ее на слова: исключительно полезное упражнение. Справиться с заданием несложно — подсказка содержится в упражнении: на 95-й странице учебника, изданного в паре с "зошитом", это же стихотворение-загадка опубликовано в исконном виде. Беда в том, что авторы рабочей тетради не справились с таким популярным в начальной школе упражнением, как списывание. Они допустили две ошибки, написав "оконці" вместо "віконці" и "пролетав" вместо "пролітав".
Для пользы дела
Ошибки в учебниках можно превратить в увлекательный квест для сильных учеников, полагает детский психолог Наталья Компаниец
Если отказ от учебника невозможен, учитель может найти для "средних детей" другое задание, а сильным сказать: "Ребята, здесь есть ошибка. Кто найдет ее и придумает правильную задачу — получит высшую оценку".
Дети легче воспримут ситуацию, если сместить акцент с "какие они плохие" на "они придумали для нас квест". А вот издательствам и прикрывающим их чиновникам следует устроить публичную порку — по крайней мере, в социальных сетях. Тогда, возможно, хоть кто-то обратит внимание на происходящее. Если в новом учебнике ляпов станет меньше, мудрость "на ошибках учатся" не будет так лицемерно смотреться в этом контексте.
Наталья Кандаурова, Фокус