Четыре истории о любви, скелетах в семейных шкафах и людях в открытом море. Лучшие новинки кино, которые нельзя увидеть в Украине на большом экране
Миддлтон
At Middleton
Режиссер: Адам Роджерс
В ролях: Энди Гарсия ("Одиннадцать друзей
Оушена", "Крестный отец – 3"), Вера Фармига ("Мне бы в небо", "Исходный код")
Мелодрама, 99 мин., США, 2013
Сюжет: Джордж и Эдит знакомятся на экскурсии в колледже "Миддлтон", где предстоит учиться их детям. У каждого из них своя сложившаяся семейная жизнь, работа, набор привычек и груз прожитых лет. Начав знакомство с конфликта и обозначив свою непохожесть друг на друга, родители за несколько часов проходят путь от легкой неприязни до влюбленности. Их дети параллельным курсом проживают собственные юношеские драмы.
Зачем смотреть: мелодрамы высшего сорта уже давно стали дефицитом на кинорынке. "Миддлтон" — фильм именно такого свойства, эффектное напоминание о том, что сюжеты об отношениях мужчины и женщины необязательно должны состоять из набора чудовищных банальностей, перемешанных с феноменальными глупостями. В теме встречи двух одиночеств режиссер-дебютант Адам Роджерс разбирается не хуже Эльдара Рязанова и Норы Эфрон — классиков этого жанра в советском и голливудском кино. Двигаясь по тонкому льду любовной истории, он почти всегда выбивает десять из десяти. А то, с каким изяществом Роджерс переплетает игры взрослых с подростковыми очарованиями и разочарованиями, придает ленте притягательную трехмерность.
Но даже лучшие режиссерские задумки в таком деле беспомощны, если не рождается оптимальный актерский дуэт. То, что вытворяют в "Миддлтоне" Вера Фармига и Энди Гарсия, — фигуры высшего мелодраматического пилотажа, ни в чем не уступающие по филигранности приемам из "Служебного романа" или "Неспящих в Сиэтле". От драматического до смешного здесь даже не один шаг, а один взгляд, изгиб губ. Фармига и Гарсия смотрятся так, словно они созданы для того, чтобы жить вместе в кадре. С выдающейся легкостью они играют в словесный пинг-понг безумной степени сложности. За одну сцену диалога в артистическом классе "Миддлтона" им хочется отдать все кинопремии мира.
Любой амурный сюжет проще простого испортить бестолковым финалом. Один неточно снятый поцелуй, пара фальшивых жестов — и все насмарку. Но Адаму Роджерсу удается сдать и этот сложнейший тест. Там, где история могла зайти в сентиментальный тупик, он включает четвертую скорость и отправляет героев на новый круг жизненной дистанции. И ключевой в итоге становится реплика одного из третьестепенных персонажей, примерно такого содержания: "Даже если вы зашли не в ту дверь, то все равно попали по адресу".
Зачем смотреть: это сиквел картин "Перед рассветом" (1995) и "Перед закатом" (2004), снятых тем же режиссером с теми же актерами и героями. Упомянутые фильмы Линклейтера — признанная и зрителями, и критиками классика современной кинодрамы. "Перед полуночью" явно ждет та же участь. Выгружая на наши головы тонны диалогов, небрежно мешая бытовуху с древнегреческой мифологией, Линклейтер показывает, насколько хрупко любое чувство, насколько тонко устроены отношения. Однако это хирургическое вмешательство в семейные дела выполнено не с бесстрастностью исследователя, а с трепетностью поэта. Насыщенный электричеством воздух фильма — не грубая пища для склонных к депрессиям пессимистов, а неординарное предложение по выходу из тупика. В конечном счете "Перед полуночью" — кино о том, что если между двумя людьми осталась хотя бы капля любви, за нее стоит бороться до последнего.
Зачем смотреть: Беренис Бежо в Каннах получила за эту работу приз за лучшую женскую роль. Ее коллеги по картине смотрятся ничуть не хуже — напряжение здесь удерживается не столько благодаря сюжету, сколько усилиями актеров. При всей неторопливости действия "Прошлому" не откажешь в одном удивительном приеме, который точно на совести сценаристов. Стоит только поверить в то, что кто-то из героев является жертвой ситуации, как в нем начинают проступать очевидные черты мучителя. И так несколько раз за два часа. Возможно, скрытый смысл этой бытовой, в общем-то, истории как раз и заключается в ненавязчивом напоминании о том, что в тихом омуте разная живность водится.
Игорь Панасов, Фокус