В Киеве прошла премьера украинско-швейцарского спектакля "Гамлет. Вавилон". События на Евромайдане вдохнули жизнь в этот проект
Пьеса "Гамлет" — как популярный детский конструктор "Лего", из нее можно сделать что угодно. Премьера новой интерпретации самого знаменитого произведения Шекспира состоялась 29 ноября в одном из павильонов киностудии Довженко. Украинскую сторону в этом проекте представляют режиссер Дмитрий Костюминский, актрисы Татьяна Гаврилюк и Виктория Литвиненко, швейцарскую — поляк Бартоломей Созански (живет в Швейцарии). Автор текста по мотивам шекспировской пьесы — украинский поэт и прозаик Екатерина Бабкина.
Мирная репетиция
"Это эпилепсия!" — в темном павильоне киностудии Довженко раздражается осветитель Маша. Обстановка на прогоне спектакля нервозная — через несколько часов премьера. Актеры "Гамлета. Вавилон" репетируют в шапках и теплых куртках. В павильоне холодно, как на улице. На экране, натянутом на заднике импровизированной сцены, показывают видео: на темном фоне, как в тетрисе, падают кубики. На сцене валяются куски угля. Кто-то из постановочной группы просит показать финальное видео — экран смерти, заставку, появляющуюся при аварии операционной системы компьютера. В кромешной темноте звучит крещендо — пробуют звук. В постановке используются флейта, две виолончели, бас-гитара. Музыку написал Алексей Ретинский, который сейчас живет и учится в Швейцарии.
Исполнитель главной роли поляк Бартек бормочет роль. Украинского он почти не знает, поэтому текст произносит нечетко. Для него главная тема спектакля — поиск своего дома. Бартек родился в Польше, учился во Франции, живет в Швейцарии. Ему под сорок. Семьи нет. Бартек мечтает сыграть "Гамлета" в Польше, которую он уже давно не чувствует своей родиной.
До "кровавой елки" остается немного времени — через десять часов невнятный до этого спектакль на Майдане приобретет очертания трагедии.
Офелия на Майдане
— Девушка, если вы будете ходить под шлагбаумом, мы вас не пустим в следующий раз.
— Я дико опаздываю на репетицию. Через ваш шлагбаум путь короче.
— Не положено.
— Ах, боже мой. Правила надо иногда нарушать.
Эта перепалка между исполнительницей роли Офелии, актрисой театра "Дах" и певицей фрик-кабаре "Дах дотерс" Татьяной Гаврилюк и охранником на проходной киностудии Довженко накануне премьеры спектакля "Гамлет. Вавилон". Таня выглядит феерически. На ней белое сценическое платье, грубые спортивные ботинки и реперская шапочка. Она училась в консерватории, играет на флейте.
Офелия "дико опоздала" на репетицию, поскольку предыдущую ночь провела на Майдане. Выступала перед митингующими, читала стихи Иосифа Бродского. По словам Гаврилюк, ее выступление продолжалось ровно одиннадцать минут, запись видео уже есть на YouTube.
У Тани нежное детское лицо, как на картинах Боттичелли, острый язык и ручка с надписью "Навальный". 29 ноября, за семь часов до разгона митингующих, она рассказывает мне о том, почему ходит на Майдан и что думает о евроинтеграции: "Я из тех, кто не дала бы ни тем и ни другим — ни Европе, ни России. Я одинаково ненавижу любую имперскость".
Таня пьет четвертую чашку кофе. "Я разрываюсь между революцией и постановкой, — рассказывает она. — Спектакль начинается там, где появляется зритель. Только сегодня вечером станет ясно, какая из меня Офелия и насколько актуален наш "Гамлет". Точно так же со страной — все зависит от того, как поведут себя люди. Потому что на самом деле власть — это мы, она в наших руках. Я за то, чтобы в моей стране были свободные, адекватные, сознательные, незашоренные личности".
Как повела себя власть в ночь с 29 на 30 ноября — известно: бойцы спецподразделения "Беркут" жестоко разогнали демонстрантов на Майдане. 30 ноября Офелия-Таня во время спектакля вместо написанного в тексте Бабкиной "П… Данії" сказала громко и четко: "П… ганебній владі".
Гамлеты нашего времени
Интерпретации шекспировской трагедии в современном театре далеко ушли от оригинала
Режиссер немецкого театра Schaubuhne am Lehniner platz Томас Остермайер сломал представление о Гамлете как красавце. В его постановке 2008 года главный герой — тощий, с накладным животом. Он юродствует, чихает и кашляет, страдая от аллергии на вранье.
В Тель-Авивском камерном театре режиссер Омри Ницан в 2009 году сделал из "Гамлета" политический триллер. А знаменитый монолог "Быть или не быть?", перенесенный в первую картину спектакля, Гамлет произносит с ножом, выдернутым из свадебного пирога.
Режиссер Андрей Жолдак в 2002 году поставил в Харькове спектакль "Гамлет. Сны". Роль принца датского исполнил певец EL Кравчук. В представлении практически отсутствовал шекспировский текст, зато было в изобилии музыки, сюрреалистических образов и отсылок к Фрейду и Бергсону.
Оксана Савченко, Фокус