Девять лет и миллиарды долларов потребуются, чтобы превратить карпатскую глушь в место проведения Олимпиады-2022. Сейчас здесь пасут коров и редкие маршрутки ездят по раздолбанным дорогам
Житель карпатского поселка Орявчик Роман Ждек пас корову, когда из-за холма показался вертолет и приземлился на пастбище. Оказалось, из "центра" прилетела комиссия, чтобы оценить олимпийские перспективы поселка. "Долго расспрашивали, как нам живется, какие проблемы, — вспоминает пастух. — Еще почему-то агитировали против Евросоюза".
Высокие гости рассказали Роману о планах построить в соседнем Тысовце олимпийскую деревню. А на его вопрос, можно ли будет там поселиться после того как игры закончатся, чиновники загадочно улыбнулись.
Жители Карпат вряд ли пойдут по пути баварцев — они происходящему рады. "Это хорошо, что подали заявку", — уверяет шофер Василий из райцентра Сколе. Его аргументы схожи с логикой Романа Ждека: сюда стали часто приезжать чиновники из области, а потому местная власть вынуждена как минимум латать дороги.
Неподалеку полным ходом идет строительство. Молодой строитель Виталий из коттеджа "У Катерины" уверяет, что застраивать склоны под Тысовцом активно начали одновременно с появлением слухов об играх. Большинство новостроек возводят, чтобы потом сдавать в аренду.
Все остальные объекты отдадут на откуп инвесторам. Поэтому, выбирая города для проведения соревнований, в первую очередь смотрели на их туристическую привлекательность и близость к транспортным развязкам.
Земельный вопрос
Несмотря на обилие построек советских времен, Воловец — симпатичный городок на склонах Боржавского хребта. Шарм ему придает мозаика на фасадах домов — чаще всего изображены горцы с трембитами. Стены кабинета председателя Воловецкой райгосадминистрации Василия Култана, как и положено, украшают дипломы и грамоты. Вальяжно расположившись на мягком диване, председатель вспоминает о встречах со столичными чиновниками и жонглирует фамилиями, которые должны произвести на меня впечатление. Общеизвестная только одна — Бубка. "Сергей приезжал к нам прошлой зимой на ревизию. Во время обеда божился, что если Украина получит Олимпиаду, без Воловца не обойтись", — c гордостью рассказывает Култан.
Разобрать его речь непросто, поскольку говорит он на смеси украинского и венгерского. Но суть уловить можно: Култан не верит, что Международный олимпийский комитет выберет Украину, но идея подачи заявки ему нравится. На олимпийской волне в Воловце уже строят дороги, тоннели и другие объекты, необходимые, чтобы Украину рассматривали всерьез в МОК.
Дождаться автобуса из Воловца в пригородные села не легче, чем из Козевы в Тысовец. Поэтому местные жители предпочитают ездить попутками. Цены смешные: например, до Подобовца (20 км от города) берут четыре гривны. Хотя в высокий сезон с туристов удается содрать за ту же дорогу до 200 грн., признался водитель. Местные живут в основном за счет приезжих: сдают комнаты, кто-то открыл кафе или баню или предлагает в аренду квадроциклы.
Олимпийские перспективы уже начали менять расклад: на села обратили внимание бизнесмены, в том числе и из других регионов Украины. Местные жители рассказывают, что землю арендуют на 49 лет — считай, покупают почти за бесценок по $300 за сотку. "Скупили пастбища, скоро будет негде корову пасти", — жалуется горный спасатель из Пилипца Иван Старочинец. Он стоит возле трактора и лопатой засыпает дорожные ямы камнями, которые добыл в горной реке. По его словам, просить местную власть о ремонте бессмысленно, а владельцы туристических комплексов прокладывают дороги только к себе — ни метром дальше.
В заявочном комитете признают, что часть земли, на которой планируют строить олимпийские объекты, уже в частной собственности. Но надеются, что большинство землевладельцев согласятся продать или сдать в аренду свой участок. Правда, переговоры с хозяевами еще не вели — только летом следующего года с ними планируют подписать договоры, в которых пропишут цену и условия. "Это выгодно в первую очередь им самим, поскольку после Олимпиады в Карпаты будут съезжаться туристы со всего мира, как сейчас в Альпы", — убежден Валерий Жалдак.
Чиновник уверен: инфраструктура, которая появится ко дню голосования в МОК, будет кстати в любом случае. На руку сыграет и информационная раскрутка. Жалдак приводит пример Стамбула, который участвовал в конкурсе на проведение летней Олимпиады-2020. Игры достались Токио, но благодаря масштабной рекламной кампании о турецком городе узнали на всех континентах.
Сергей Одаренко, Фокус