По сравнению с девяностыми, выезжать из Украины стали меньше. Но едут все равно: по некоторым данным, такую возможность рассматривает треть молодых сограждан
– В Париже есть станция метро Nation. Там каждую субботу вечером можно встретить соотечественников, все они отправляют или получают посылки, – рассказывает Фокусу 23-летняя Александра Голотюк, уже два года живущая во Франции. – Большинство – из Западной Украины. Многие из них уже семь-восемь лет живут во Франции, в том числе и нелегалы с поддельными документами. Мужчины, как правило, работают на стройках, а женщины занимаются уборкой домов или за детьми смотрят.
Сама Александра во Францию попала с помощью Au Pair, одной из самых популярных программ международного молодежного обмена. Au Pair (в переводе с французского – на равных правах) дает возможность в течение года изучать иностранный язык в Германии, Франции, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции или США, проживая в местной семье "на правах старшего ребенка". Семья предоставляет отдельную комнату, медицинскую страховку, билет, питание и около 80 евро в неделю на карманные расходы в обмен на выполнение определенных обязанностей: присмотр за детьми, приготовление пищи себе и им, уборка детских.
– А потом, когда срок программы истекает, все поступают в университет. Потому что есть только два легальных способа остаться во Франции: либо замуж выйти, либо учиться, – говорит Александра, которая предпочла второе.
На деле – больше
Рассказывая о численности украинских переселенцев, старший координатор программ украинского представительства Международной организации по миграции (МОМ) Дайва Вилкелуте ссылается на исследования, согласно которым за границей проживают 4,5 млн. украинцев. Из них более 2 млн. – в Российской Федерации, по 500 тыс. в Италии и США, 450 тыс. в Польше, 250 тыс. в Испании, 150 тыс. в Чехии, по 75 тыс. в Португалии и Греции и около 70 тыс. в Великобритании.
– Но я всегда говорю, что человеческие ресурсы – это не статичная фотография. Это скорее фильм, постоянно меняющаяся картинка, – говорит Дайва.
Кроме динамики данных, есть и другие причины, не позволяющие назвать точное количество украинских эмигрантов: большинство трудящихся за рубежом – нелегалы. Прибывая в Европу в багажнике с капустой, они не идут регистрироваться в миграционную службу. Поэтому сколько их обитает сейчас на чужбине – неизвестно.
В Россию украинцы въезжают по внутреннему паспорту, что также усложняет подсчет "невозвращенцев". По данным общероссийской общественной организации "Деловая Россия", процентное соотношение мигрантов из стран СНГ в России таково: 41,3% – из Украины, 15,3% – из Таджикистана, 14,3% – из Узбекистана, 8,9% – из Молдавии, 7,6% – из Армении, 5% – из Азербайджана, 7,6% приходится на другие страны СНГ.
Поближе к дому
В последнее время все чаще говорят о российских программах по переселению соотечественников, но, как отметила в беседе с Фокусом координатор сайта "Миграция.UA" Екатерина Егорова, они недоработаны и не пользуются спросом у переселенцев из Украины.
– Эти программы хороши тем, что мигранту бесплатно выдают контейнер для переезда, снабжают кое-какими подъемными, но поселиться он может всего в нескольких регионах – тех, откуда идет отток местного населения. Например, на Дальнем Востоке, – говорит Екатерина. – Честно говоря, на нашем форуме я помню лишь одного зарегистрированного пользователя, который прибегнул к помощи этой программы, но и у него были сложности.
Екатерина Егорова утверждает, что для эмиграции в РФ гражданину Украины требуется лишь желание – никаких "особенных документов" оформлять не нужно, но опыт Алексея Соболева, переехавшего из Киева в Москву по приглашению транснациональной компании, говорит о другом. Работодатель последовал всем правилам трудоустройства иностранца, в результате чего Алексею пришлось предоставлять копию паспорта с нотариально заверенным переводом, копию миграционной карты, медицинскую справку об отсутствии наркозависимости и инфекционных заболеваний (лепры, болезни Гансена, туберкулеза, сифилиса и др.), а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
– Каждый раз, когда я пересекаю границу, мне нужно сниматься с учета, а потом вновь становиться. В крупных компаниях этим занимается специальный человек, в противном случае нужно бегать в иммиграционную службу самому. При этом желательно выезжать из страны нечасто. Если не пересекаешь границу в течение ста восьмидесяти дней, получаешь статус резидента. И налоги снижаются с 30 до 15%. Если у тебя белая зарплата, то для компании это важный момент, – говорит Алексей.
Дальние берега
Популярность Российской Федерации среди украинских эмигрантов объясняется просто: там больше платят, виза не требуется, язык понятен, культура близка. Во многих случаях там живут родственники, что для переселенца, по словам Дайвы Вилкелуте, является одним из главных факторов.
В этом ракурсе у Австралии вряд ли найдется что-то общее с Россией, однако австралийское посольство заявляет, что 70% украинских туристов, приезжающих на Зеленый Континент посмотреть на кенгуру, остаются там навсегда.
– В отличие от Европы, такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, изначально были населены мигрантами, потому и сегодня там легко интегрироваться, – объясняет г-жа Вилкелуте. – Чтобы стать исландцем, нужно родиться в Исландии. Чтобы стать канадцем, достаточно переехать в Канаду.
Чтобы переехать в Канаду, нужно попросить у нее политического убежища, вступить в брак с канадским гражданином или воспользоваться программой профессиональной миграции. На сайте канадской иммиграционной службы можно оценить свои шансы. Ответив на десяток вопросов, корреспондент Фокуса набрал 73 балла при проходном барьере 67. Оказалось, для такого успеха достаточно иметь высшее образование, не болеть СПИДом и туберкулезом, находиться в возрастных пределах от 21 до 49 лет, хорошо владеть английским и иметь больше 4 лет стажа работы – неважно какой. Правда, как рассказывают переселившиеся в Канаду украинцы, ждать разрешения не въезд им пришлось несколько лет.
Нация профессионалов
В октябре компания GfK Ukraine по заказу Европейского фонда профессиональной учебы провела исследование, которое показало, что 27% украинцев в возрасте от 18 до 40 лет серьезно рассматривают возможность выезда за границу. Из них 19% намерены уехать из страны на несколько лет, а 8% – навсегда. 87% потенциальных переселенцев полагают, что миграция улучшит их финансовое положение. 57% рассчитывают, что заграничный опыт обеспечит им лучшие возможности трудоустройства после возвращения на родину.
Получить опыт работы за рубежом хочет и Василий Левченко. Для этого он намерен сначала получить заграничное образование. Сейчас Василий собирает деньги, чтобы поехать учиться на Кипр в колледж отельного бизнеса. Диплом этого колледжа даст возможность легально работать за границей, не снимая жилья, что, в свою очередь, позволит откладывать деньги.
– В любом случае я хочу учиться чему-то, что сможет кормить меня долго в других странах, – говорит Василий.
Свое желание уехать из Украины он объясняет лаконично: здесь плохо, грязно, дорого, нестабильно, а зимой не греют батареи.
Уже состоявшиеся эмигранты часто возражают: за бугром свои сложности. По словам Александры Голотюк, многие из ее сверстников возвращаются: во-первых, аренда квартиры площадью девять квадратных метров с туалетом на этаже стоит не менее 450 евро (при этом требуют оплату за три месяца вперед). Во-вторых, закон запрещает иностранному студенту работать более 20 часов в неделю – поэтому никому не выгодно брать его на работу. В-третьих, найти работу приезжему вряд ли будет легче и после окончания вуза. На хорошие вакансии претендуют по десять французов, а трудоустройство иностранцев для предприятий – это прежде всего отчисления в казну.
– Например, завод Renault за каждого трудоустроенного иммигранта должен выплачивать государству три тысячи евро, – говорит Александра.
Впрочем, как считает завсегдатай эмигрантского форума chemodan.com.ua, программист Ярослав Колесник, давно покинувший родной Харьков и переехавший в Монреаль, хорошему спецу сегодня нетрудно найти работу в любой точке земного шара.
– Сейчас идет самая настоящая охота за мозгами, которой раньше не наблюдалось, – говорит он. – Одна за другой к ней подключились Великобритания, Германия, Скандинавские страны. Опытные специалисты постепенно формируют мобильную нацию профессионалов. Это люди с хорошим образованием, знанием нескольких языков и умением быстро адаптироваться.
Какова численность такой "нации", специалист МОМ Дайва Вилкелуте сказать затрудняется: благополучно обосновавшиеся на новом месте эмигранты быстро интегрируются, не просят о помощи, и поэтому считать их некому.