В первой и пока единственной в Украине частной физической лаборатории «Протон-21» экспериментируют с ядерными процессами. Ученые уверены, что они открыли бездну энергии
– Я знаю наших ученых, которые могут из двух килограммов проволоки извлечь столько энергии, чтобы отапливать Киев целый год, – с гордостью говорит председатель Государственного департамента интеллектуальной собственности Николай Палладий, описывая открытие, сделанное лабораторией "Протон-21".
Земная цивилизация забыла бы об энергетических проблемах, если бы человек научился управлять термоядерной реакцией: с этого известного тезиса директор лаборатории кандидат технических наук Станислав Адаменко начал вводить в курс дела корреспондента Фокуса. Физики всего мира бьются над тем, чтоб взять процесс "термояда" под контроль (например, его бесконтрольный вариант – взрыв водородной бомбы) и суметь извлекать из него пользу – то есть энергию.
Все было бы просто: взять водород и нагреть его до температуры звездной плазмы. Тут должно произойти слияние ядер его атомов, при котором выделялось бы огромное количество ядерной энергии. Но есть великая сложность: слиянию ядер препятствует природная сила, известная физикам под названием кулоновского барьера. Преодолеть его невозможно.
В обход барьера
– Ученые не интересуются, почему ядра оказывают такое мощное сопротивление. Собственно, а ради чего им сливаться, если это противоречит их природе? – рассказывает Станислав Адаменко, автор идеи альтернативного подхода, под руководством которого вот уже десять лет идут эксперименты.
– Оказалось, для того чтобы ядра вступили во взаимодействие, вовсе не обязательно их "насиловать". Можно создать такие условия, что они объединятся как бы добровольно, – г-н Адаменко говорит об объектах своего изучения, будто о мыслящих существах.
В опытах ученых "Протона-21" реализуется природный механизм самоподдерживающегося ядерного горения вещества. Нечто подобное, как рассказывают теоретики лаборатории, происходит при взрывах сверхновых звезд. Только если во вселенском космосе этот процесс запускается силой гравитации,то в лабораторных условиях – сверхмощным электронным пучком. Им расстреливают металлическую или любую другую мишень. Сверхмощный удар по поверхности мишени происходит одновременно и с одинаковой силой для всех атомов тончайшего поверхностного слоя. Поток электронов, ударивший по поверхности, как объясняет ученый, рождает волну вещества высокой плотности. А дальше происходит саморазвивающийся физический процесс, который можно сравнить с цунами. Волна плотности стремится к центру, атомы приближаются очень близко друг к другу, начинается ядерное перерождение вещества. И оно сопровождается выделением большого количества энергии с конечным сверхмощным взрывом в центре мишени, который выглядит как фейерверк из перерожденных ядер и атомов.
Алхимия в законе
При этом из медных, железных, вольфрамовых, серебряных мишеней рождается весь набор таблицы Менделеева. По версии Станислава Адаменко, как раз так и выглядит один из главных природных механизмов возникновения химических элементов в звездных взрывах.
Более 11 тыс. экспериментов, проведенных в лаборатории, показывают: перерождение части вещества дает сверхтяжелые и сверхплотные атомы, которые ранее не были известны ученым – то есть новые элементы.
– Объем ядерного перерождения тем больше, чем выше плотность вещества мишени. В качестве нее могут использоваться любые материалы, – утверждает Станислав Адаменко. – А количество получаемой в результате свободной энергии зависит не только от размера и плотности мишени, но также от силы и продолжительности удара.
В отличие от классической термоядерной реакции, тот ядерный процесс, что создают в лаборатории, идет без выделения радиоактивных изотопов.
Много-много джоулей
Как оптимистично утверждает руководитель лаборатории, в промышленных энергетических установках в мишень будут направлять удар мощностью в несколько килоджоулей, выделяться же энергии будет в тысячу раз больше. А в теории и вовсе – из десяти килоджоулей на выходе можно получить гигаджоуль.
На описанный выше ядерный микровзрыв, по словам ученого, потребуется меньше одной миллионной доли секунды. Собственно, человечество может спасть спокойно: найден способ получения фактически неограниченного количества безопасной энергии. Вопрос в том, когда мы сможем начать ее использовать?
– О нашем открытии и экспериментах с 2001 года известно всем руководителям страны: президентам и премьер-министрам, – говорит Станислав Адаменко. – Увы, поддержку мы получаем только на словах. Если бы, скажем, в 2002 году прислушались к нашим советам, то уже в 2009 году, работал бы первый энергоблок.
Возможно, причина такого игнорирования заключается в том, что открытие сделано не в государственном специализированном институте, а в частной лаборатории. Здесь, под Киевом, работают на дорогих приборах, сделанных по спецзаказу, а штат "Протона-21" насчитывает около ста человек, среди которых немало перспективных физиков. Результаты изысканий "Протона-21" никто пока не опроверг. Чаще всего нападкам подвергается сам Адаменко: например, он якобы не имеет специального физического образования. Но это мало смущает ученого, который с юношеских лет размышлял о термоядерном процессе.
Сейчас по заказу инвесторов, вложивших деньги в лабораторию, полученные результаты изучают бельгийские физики. Они должны проверить факт протекания нуклеосинтеза с образованием новых химических элементов. Проверка обойдется в сумму около $10 млн. Строительство же демонстрационной установки, на которой, как ожидается, возможно будет получать энергию в промышленных масштабах, оценивается в 150 млн. евро.
– После запуска установки не оставалось бы места для споров относительно ее эффективности. Такие устройства могли бы стоять на больших предприятиях и вырабатывать столько энергии, сколько необходимо, – уверен Станислав Адаменко. – Этой энергии хватит на тысячи лет, так как топливом для нее может быть практически любое вещество в твердом или жидком состоянии, даже песок или вода.