Разделы
Материалы

Анализ крови. Почему Майдан одержал первые победы

Майдан одержал первые победы: в отставку ушло правительство Николая Азарова, отменен пакет так называемых репрессивных законов. Фокус объясняет, почему это произошло, и анализирует детали переговоров власти, оппозиции и народа

Протестные акции в регионах и упорство защитников Майдана принесли свои плоды — власть пошла на беспрецедентные уступки. Выполнено одно из самых первых требований протестующих, выдвинутое еще в конце ноября прошлого года, — в отставку ушло правительство Николая Азарова. Занять вакантное кресло неожиданно предложили Арсению Яценюку, а должность вице-премьера — Виталию Кличко. Оба отказались, выдвинув встречные требования. Фокус разъясняет пять главных вопросов текущего момента.

По нескольким причинам. Эффект от так называемых репрессивных законов оказался обратным — Майдан не испугался и не разошелся, а вместо партийных флагов взял в руки коктейли Молотова. Уличное противостояние на Грушевского, низовая самоорганизация и взаимопомощь активистов и, что очень важно, захваты областных и районных администраций по всей Украине показали: силовой ресурс власти на пределе. В Черкассах к борьбе с демонстрантами привлекали сотрудников ГАИ, в Западной Украине бойцы внутренних войск благодарят местных жителей за то, что те блокируют их в местах дислокации, не позволяя ввязываться в конфликт.

Власть согласилась на вполне устраивающий ее сценарий: отменить законы, которые сама же и приняла. Этот "нулевой вариант" стоил нескольким активистам жизни, а нескольким сотням, если не тысячам — увечий и арестов, что превратило доселе мирный Майдан в открытое восстание. В то же время бороться против майдановцев вполне можно и без новых законов, только вместо "массовых беспорядков" вменять "насилие в отношении представителя правоохранительных органов", вместо "экстремизма" — "разжигание розни или ненависти" и так далее.

Вторая существенная уступка — предложение оппозиционерам войти в состав нового правительства. Главная цель очевидна: внести раскол в протестное движение, сыграв на амбициях и тщеславии политических лидеров. К тому же этот шаг был позитивно оценен на Западе. По обе стороны Атлантики его истолковали как знак готовности украинской власти к компромиссу, ведь в цивилизованных странах досрочные выборы и "широкое правительство" — главные способы преодоления политических кризисов. Но в нынешней Украине такой метод вряд ли окажется эффективным, и далее Фокус объя­снит почему.

Нужно ли оппозиции идти в правительство

Нет. Отказавшись от соблазна получить высокие посты прямо сейчас, лидеры оппозиции сохранили за собой политические перспективы на будущее. "При царских полномочиях президента, его тотальном контроле над судами, прокуратурой и так далее входить в правительство нам нет никакого смысла, — говорит Фокусу депутат от Батькивщины Андрей Павловский. — Окруженный враждебно настроенными министрами, тот же Яценюк не смог бы ничего сделать, тогда как провластные СМИ сваливали бы на него все промахи власти. И закончилось бы все его отставкой месяца через три".

Оппозиция выдвинула власти главное условие — возврат к Конституции 2004 года (с декларацией парламентско-президентской формы правления), урезающей полномочия президента и передающей их парламенту, в первую очередь в части влияния на Кабинет министров. Кроме того, по новой старой Конституции выборы проходили бы на полгода раньше, чем при действующей, то есть уже в октябре этого года.

Многие представители оппозиции требовали немедленного возобновления политреформы. Юридическую основу под это подвел экс-депутат, один из соавторов текста Основного Закона Виктор Мусияка. По его мнению, Конституционный суд может признать, что он вышел за пределы своих полномочий, отменив политреформу в 2010 году. Учитывая, что КС в последние годы открыто лоялен к Администрации президента, при наличии политической воли вопрос мог бы быть решен очень быстро.

Но президент от своих полномочий пока отказываться не собирается, оппозиция, в свою очередь, согласилась на создание некой "рабочей группы", которая будет заниматься разработкой изменений в Конституцию. На практике это означает, что до выборов 2015 года изменения в Основной Закон внести вряд ли успеют.

Тем более что расширять полномочия парламента согласны далеко не все оппозиционные депутаты. Лидер Свободы Олег Тягнибок напомнил, что его партия вообще за президентскую республику. А вероятность вхождения свободовцев в "широкое правительство" руководитель парии в разговоре с Фокусом оценил в "одну десятую процента" (впрочем, в отличие от Батькивщины и УДАРа, постов в Кабмине националистам не предлагали, по крайней мере публично). Арсений Яценюк и Виталий Кличко от вхождения в правительство также отказались, несмотря на то, что, по имеющейся информации, их к этому активно подталкивает Запад.

Но Майдан, в последние недели превратившийся в почти самостоятельный субъект политики, такому повороту событий не обрадовался бы. "Не для того мы стояли два месяца, не для того шли под пули, чтобы кто-то получил теплое место в правительстве!" — говорили Фокусу активисты Майдана. И лидеры оппозиции, уже несколько раз освистанные майдановцами, эти настроения, кажется, понимают. В отличие от власти.

Почему Николай Азаров подал в отставку и другие кадровые сюрпризы

"Принуждение Яценюка к премьерству", — в шутку прокомментировал действия уже бывшего главы правительства один из депутатов от Батькивщины. На самом деле заявление Азарова об отставке, оперативно подписанное президентом, могло символизировать серьезность предложения о "широком правительстве": дескать, никаких "кидков", соглашайтесь и берите портфели.

В оппозиции отставку Азарова трактуют иначе. "Глава Кабмина, который должен был бы прийти в парламент с отчетом, услышал бы в свой адрес массу критики, — объясняет Фокусу Олег Тягнибок. — Поэтому они решили пойти путем попроще, и Азаров сам написал заявление". Глава правительства заявил прямо: он уходит, чтобы "создать дополнительные возможности для общественно-политического компромисса", то есть для того, чтобы позволить мирно выйти из революционной ситуации.

В то же время в Партии регионов утверждают, что с нынешним кризисом уход Азарова не связан. "Вопрос о переформатировании правительства ставился еще в декабре,— говорит Фокусу депутат-регионал Владислав Лукьянов. — Но из-за протестных событий его решение немного сдвинулось во времени. С новым составом Кабмина мы спешить не будем, главное — чтобы он был профессиональным".

В любом случае отставка Николая Азарова — логичное следствие перестановок в высших эшелонах власти, которые назревали задолго до евромайдана. Протестные акции этот процесс лишь ускорили. Так, ослабление позиций Сергея Левочкина привело к его отставке с поста главы Администрации президента. На его место пришел давно и хорошо себя зарекомендовавший уже экс-секретарь Совета нацбезопасности, личный друг президента и опытный аппаратчик Андрей Клюев. Стараниями оппозиции он превратился едва ли не в самого демонизированного персонажа из ближайшего президентского окружения. "Именно Клюев несет ответственность за кровавый разгон евромайдана 30 ноября и избиение студентов", — заявлял еще до начала переговоров оппозиции с президентом Виталий Кличко. Тем не менее оппозиция негласно признает дипломатические умения нового главы АП, который на протяжении многих лет был главным коммуникатором между президентом и его оппонентами и носил неформальный титул "директора парламента".

Укрепление на новом посту Клюев начал со столицы. Вместо Александра Попова новым главой Киевгосадминистрации был назначен близкий к нему депутат многих созывов регионал Владимир Макеенко. Он не вызывает особой нелюбви у оппозиции, но считается при этом хорошим исполнителем. Эти качества могут пригодиться власти и во время президентских выборов, и в случае если революционная ситуация в столице обострится или, наоборот, утихнет. "Оранжевая революция" доказала, что киевский голова (на тот момент — Александр Омельченко) может играть на выборах одну из главных ролей. Но пока что деятельность Макеенко будет скорее номинальной: здание мэрии захвачено революционерами, и новому главе КГГА приходится ютиться в Печерской райадминистрации.

Наряду с усилением Клюева состоялось и давно ожидаемое усиление позиции группы, приближенной к самому президенту. Исполняющим обязанности главы Кабмина стал первый вице-премьер Сергей Арбузов, которому эту должность прочили еще с конца 2012 года. Если оппозиция все-таки не войдет в широкое правительство, а революция затянется, Арбузов вполне может потерять приставку "и. о.", что приведет к дальнейшим пертурбациям в Кабмине и увеличению влияния ближайшего круга приближенных к Виктору Януковичу политиков. И массовые протесты для всех этих перестановок окажутся лишь фоном.

Приведет ли захват областных госадминистраций к расколу страны

Вряд ли. Когда по всей стране только началась волна захватов зданий облгосадминистраций, угроза раскола казалась вполне реальной. На западе и в центре объявляли о непризнании центральной власти и легитимности созданной оппозицией Народной Рады, на востоке чиновники и политики грозились "дать отпор бандеровским захватчикам". Но через пару дней стало понятно, что протестующие смогли занять лишь здания органов власти, но не получили саму власть. В захваченных зданиях ОГА люди в основном занимаются организацией своих бытовых вопросов, "народные администрации" ограничились символическими решениями вроде запрета деятельности Партии регионов и Компартии в своих областях. На востоке из "титушек" и неравнодушных граждан создаются "народные дружины", которым нечего охранять, поскольку никаких захватчиков нет и в помине. Словом, о двоевластии и возможной угрозе сепаратизма речь пока не идет.

Как рассказал Фокусу член Народной Рады Андрей Павловский, главная цель этого органа — не создание альтернативных госструктур, а организация "всенародного опроса о доверии президенту и власти в целом", не более того. Переподчинять себе исполнительную власть на местах Народная Рада, которая провела пока лишь одно — учредительное — заседание, не собирается. Да и в целом власть и оппозиция уделяют внимание событиям в провинции часто лишь на словах — все силы стянуты в Киев. Впрочем, Павловский не исключил, что в будущем что-то изменится — "если ситуация будет обостряться".

Но и в таком случае о расколе Украины говорить не стоит. Сепаратизм — излюбленная тема части западноукраинской и юго-восточной интеллигенции, любящей рассуждать о культурно-ментальных отличиях жителей разных концов страны. Но для экономики разрушение налаженных за годы независимости связей между западом и востоком обернется огромными потерями. В том числе и для олигархов, которые спонсируют украинских политиков, а следовательно, могут уберечь их от слишком радикальных действий.

Достигли ли стороны перемирия

Перемирием текущую ситуацию можно назвать лишь условно. Лидеры оппозиции регулярно ходят на переговоры с представителями власти и синхронно голосуют в парламенте. На Грушевского стреляют и бросают камни гораздо реже. Но в то же время в регионах не прекращается жесткий прессинг местных активистов — ежедневно оппозиция сообщает о новых арестах, избиениях или исчезновениях.

Очевидно, что обе стороны копят силы. Последние решения еще азаровского Кабмина (принятые в закрытом режиме, но просочившиеся в СМИ) — о шестикратном увеличении численности "Беркута" и "Грифона", легализации "народных дружин", закупке дополнительной амуниции и боеприпасов для спецпод­разделений — можно считать тому подтверждением. В то же время сценарий тотального силового подавления революции стал менее вероятным. Как сообщают многочисленные источники, несколько десятков депутатов, ориентированных на Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, отказались голосовать за чрезвычайное положение, что неминуемо привело бы к новой крови на улицах. Но и разваливаться на части Партия регионов, вопреки надеждам оппозиции, похоже, не собирается.

Оппозиция в своих торгах с властью и далее опирается на Майдан, хотя контролирует его все слабее. А "Правый сектор" и прочие радикальные организации не контролирует совсем.

Ни власть, ни оппозиция не хотят давать даже неформальные прогнозы, поскольку, признаются, до конца не понимают ни своих ресурсов, ни ресурсов противника. И тем более не знают, как поведет себя народ, который за последние два с лишним месяца неоднократно преподносил сюрпризы.

Сам народ внимательно следит за происходящим в парламенте и на переговорах в Администрации президента, укрепляет баррикады и уверяет, что "не уйдет без победы", даже если политическая оппозиция возьмет на себя обязательство расчистить Майдан.

Милан Лелич, Фокус