Народ может бунтовать против государственной власти, особенно если власть не соответствует своему предназначению, но неповиновение должно быть мирным. Если же началось насилие и есть угроза войны, обязательный шаг — остановить бойню, рассказал в интервью Фокусу митрополит УПЦ (МП) Антоний
Управляющий делами Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Антоний — человек современный. На его рабочем столе большой монитор — владыка непрерывно отслеживает новости с Майдана, смотрит прямые трансляции в интернете. Во время разговора с журналистом Фокуса на одном из сайтов появляется новость о том, что в Лавре поселили "титушек". Возмущенный Антоний спрашивает, видели ли мы их на территории Лавры. Мы не видели, но новость уже облетела интернет.
Почему он: Управляющий делами Украинской православной церкви Московского патриархата
Как вам кажется, Украина прошла точку, за которой мирного урегулирования ситуации быть не может?
Хочется верить, что нам удастся найти мирное решение политического кризиса. Главное, чтобы все (и власть, и оппозиция, и гражданские активисты) осознали ответственность перед страной, перед украинским народом. Уже не время ультиматумов. Нужно идти на уступки и искать компромисс.
Какова роль церкви в таких конфликтах?
Церковь всегда исполняет миротворческую миссию. Еще в Древней Руси духовенство пыталось мирить князей. К сожалению, не всегда общество прислушивается к голосу церкви. И сегодня с первого дня противостояния мы призывали к примирению, предлагали объявить мораторий на использование силы. Но произошло обострение ситуации, и мы молимся, чтобы Господь вразумил людей остановить насилие и вернуться к мирному диалогу.
Краткое перемирие на улице Грушевского случилось после того, как перед протестующими встали три монаха вашей церкви. Вы знали, что они планируют это сделать?
Это была личная инициатива монахов, которые утром 21 января встали между отрядами милиции и протестующими и призвали всех к примирению. В результате удалось остановить противостояние почти на 22 часа. На протяжении дня туда приходили и другие священники нашей церкви, которые сменяли друг друга. Я поддерживаю такое проявление христианской совести наших священников.
Что вы чувствовали, когда узнали, что в конфликте погибли люди?
От вести о гибели людей на Майдане мое сердце наполнилось одновременно и страхом, и печалью. Было очень четкое ощущение того, что мы приблизились к грани, за которой пропасть. Я это чувствую и сегодня. Молюсь за нашу страну, за народ, чтобы Господь дал нам всем мудрость сохранить мир.
Многие из тех, кто сегодня у власти, — прихожане УПЦ (МП) и, вероятно, прислушиваются к мнению ее иерархов. Наверное, вы разговаривали с ними. Как вам кажется, они понимают, что происходит?
По долгу своего послушания я общаюсь со многими политиками как со стороны власти, так и с оппозиционными. Мы стараемся призвать их к принятию сбалансированных и ответственных решений. Но здесь возникает другой глобальный вопрос: насколько наши политики в своих действиях готовы руководствоваться религиозными постулатами? Если мы считаем Украину христианской страной, то и профессиональная деятельность отечественных политиков должна базироваться на заповедях Божьих. Но, как мы видим, сфера политической деятельности остается далекой от христианских норм.
Чтобы прекратить насилие, каждый должен следить за своим сердцем. Как только в нас рождается гнев, как только мы ощущаем ненависть и приступы агрессии, нужно остановиться и не переступать опасную грань. И политики, и другие публичные люди должны обдумывать каждое слово, чтобы не подталкивать народ к насилию.
Частица Бога
Протестующие утверждают, что протест — это "революция достоинства". Что такое с церковной точки зрения человеческое достоинство?
Библия нас учит, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. В каждом человеке, несмотря на наше несовершенство, сохраняется образ Божий. В этом и есть суть человеческого достоинства. Мы должны быть достойны своего Творца, который призывает нас к святости. Вот почему достоинство — это еще и ответственность. Поэтому с христианской точки зрения понятие "достоинство" имеет в первую очередь нравственное значение. Мы должны воплощать в своей жизни моральные нормы, и лишь тогда такая жизнь будет достойной.
Согласно теории либерализма, у человека есть права, которые он может защищать любыми методами. В частности, право на жизнь и безопасность. Есть ли вещи, которые люди должны защищать в борьбе?
Любое насилие церковь считает злом. Но бывают случаи, когда христиане вынуждены принимать участие в вооруженной борьбе. Как сказано в Основах социальной концепции нашей церкви, в тех случаях, когда речь идет о защите близких или о возобновлении нарушенной справедливости, церковь может разрешить своим членам принимать участие в боевых действиях. Более того, церковь всегда с особым уважением относилась к людям, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность близких.
Что делать, если граждане готовы и хотят бунтовать против государства, власти? Какова суть власти? Например, Христос говорил, что кесарю нужно отдать должное, то есть кесарево, а апостол Павел утверждал, что власть от Бога.
С библейской точки зрения, появление государственной власти было обусловлено грехопадением первых людей. Государство появляется как необходимый элемент жизни в поврежденном мире. И функция государства — защита как отдельной личности, так и общества в целом от опасных проявлений греха. Такое служение власти благословляется церковью. Хотя бывают случаи, когда власть не соответствует своему предназначению. Мы знакомы с примерами, когда власть заставляла своих граждан отречься от Христа или призывала к другим греховным деяниям. В тех случаях, когда церковь считает нравственно недопустимым подчиняться приказам власти, она оставляет за собой право призвать своих членов к мирному гражданскому неповиновению. Но решение об этом может приниматься только высшей церковной властью.
Как вы считаете, чем обусловлена жестокость, которую проявляют участники конфликта? Как можно найти потерянную человечность?
Думаю, что сейчас весь мир более жестокий. Это связано с атмосферой, в которой воспитывается и живет человек. Посмотрите, чем наполнен телеэфир — кровь, насилие, смерть. Нужно возвратиться к нравственным ценностям, на которых воспитывались наши предки. Нужно вспомнить Закон Божий. Это ведь не рамки, сковывающие свободу человека. Это пространство, благодаря которому люди остаются людьми. Жестокость характерна не только для происходящего в Украине. Она присутствует в конфликтах всегда и везде.
Когда я служил в армии, военный конфликт в Афганистане был в разгаре. Я спрашивал друзей, которые возвращались оттуда, насколько сложно убивать человека. Они отвечали, что когда ты видишь кровь товарища, наступает перелом — прорываются неуправляемые инстинкты, которые подавляют человека, управляют им. Надо остановить бойню. Лишь тогда можно задуматься над тем, что делаешь.
Религиозная политика
Когда Блаженнейший Владимир заболел, стало понятно, что УПЦ (МП) переживает кризис. В церкви активизировались две группы — одна поддерживает расширение автономии от Москвы, вторая наоборот. Так ли это?
На протяжении более двух десятков лет Блаженнейший митрополит Владимир был и остается гарантом стабильности и единства церкви. Он для всех нас пример служения, и мы усердно молимся, чтобы Господь продлил дни его жизни. Что касается разговоров о кризисе, могу ответственно заявить: информация преувеличена. Иногда журналисты оценивают ситуацию в церкви, используя подходы к оценке политических тенденций. А это неправильно. Церковь живет по своим правилам, у нас есть свой механизм решения вопросов. Блаженнейший многократно объяснял, что статус, который имеет сегодня Украинская православная церковь, — самый оптимальный для ее внутреннего развития и миссии. Возможно, у кого-то свои подходы, но это не так страшно. Дискуссия в церкви должна быть, чтобы каждый мог свободно высказывать свое мнение. Главное, чтобы разномыслие не приводило к церковным расколам. Есть удивительная формула, приписываемая блаженному Августину, которой все мы должны следовать. Звучит она следующим образом: "В главном — единство, во второстепенном — разнообразие, во всем же — любовь".
Возможно ли в Украине религиозное единство? Имею в виду не экуменическую, а скорее мировоззренческую единую позицию.
Если вы имеете в виду единую позицию по социальным вопросам и вопросам общественной морали, то сегодня религиозные конфессии Украины демонстрируют более или менее единый взгляд. В частности, в дни нынешнего политического кризиса представители разных церквей и религиозных организаций заняли единую позицию. Мы все вместе однозначно заявили, что необходимо остановить насилие и искать пути к примирению. Если же понимать мировоззренческое единство шире, как общий взгляд на мир, на его устройство, на назначение мира и человека, то здесь нужно быть честным. Различные религиозные системы имеют свои, иногда довольно разные взгляды. И наша цель именно в том и состоит, чтобы вопреки всем этим различиям искать те сферы, в которых мы могли бы совместно работать на благо нашей страны и нашего народа.
Среди прихожан УПЦ (МП) немало верующих, не воспринимающих Россию как соратника в политическом и мировоззренческом смыслах, но сознательно остающихся именно в стенах этой церкви. В то же время УПЦ и РПЦ очень близки друг к другу. Не вызывает ли это внутренний конфликт или напряжение в церкви?
Я не чувствую у наших прихожан антагонизма к России, впрочем, как и к другим странам-соседям. В церковь приходят, чтобы спасти свою душу, руководствуясь Священным Писанием и Преданием. Для подлинно верующего, или, как мы обычно говорим, воцерковленного человека самым важным является верность догматическому учению церкви и ее каноническому устройству. Все другие мировоззренческие аспекты и политические пристрастия не должны привноситься в церковную жизнь. Иначе церковь перестает быть церковью, а превращается в общественную организацию.
Украинская православная церковь является самоуправляемой частью Русской православной церкви с правами широкой автономии. Поэтому, во взаимоотношениях между Украинской Православной Церковью и Русской Православной Церковью применимо не слово "близость", а "единство".
Каким должно быть православие XXI века?
Как церковь относится к роскоши и любви к богатству среди своих служителей?
Большая часть нашего духовенства живет в материальном плане очень скромно, я бы даже сказал бедно. Многие просто выживают, и то за счет собственного хозяйства, поэтому говорить о роскоши среди священнослужителей в целом — неправильно. Хотя есть и другие примеры. Сейчас много молодых священников, они общаются с разными людьми, в том числе с богатыми и состоятельными. Иногда они не выдерживают искушения роскошью. Знаете, есть выражение — "модный священник". Вот в этом выражении акцент делается на слове "модный", а не на слове "священник". Во всем должна быть умеренность. Роскошь никогда не помогала священнику исполнять свои пастырские обязанности, наоборот, она создает барьер между ним и паствой. Возникает недоверие к тому, что он проповедует. Ведь главное подтверждение слов — это личный пример, собственное поведение. Поэтому мы убеждаем наше духовенство через устные или письменные распоряжения, чтобы их материальное положение, вернее, соблазн от него, не становился преградой для исполнения их священнических обязанностей.
Промысел Божий
Почему вы решили избрать служение церкви?
У меня не было болезненного выбора, кем быть. Уже в 5-м классе отчетливо понимал, что буду священником. Я вырос в селе, где есть монастырь, куда я часто ходил. Нас туда водила мать, всю семью. После окончания средней школы хотел поступать в семинарию. Но епископ Мукачевский и Ужгородский Савва (Бабинец) меня предупредил, что будет очень трудно потом служить в армии. Почти все, кого забирали в армию из семинарии (отсрочки не предполагалось), служили в стройбате. Поэтому я сначала отслужил срочную службу в Сибири, а потом поступил в Московскую духовную семинарию. Могу привести случай из армейских лет, который сегодня кажется курьезным. Учебка, в которую я попал, считалась образцовой. Но поскольку я не был комсомольцем, меня не ставили в караул. Говорили, мол, некомсомольцу оружия доверять нельзя. Хотя в действующей военной части на это уже не обращали внимания, и закончил я службу в должности заместителя командира взвода. Таким было отношение в атеистическом советском государстве к человеку, который открыто заявлял, что он верующий. Сегодня вся наша семья связана со служением в храме. Я священнослужитель, мой брат — священник в Закарпатье, а сестра замужем за священником — настоятелем Благовещенского храма в Праге.
Сложно было поступить в семинарию?
Во второй половине 80-х годов, когда я поступал, уже не было открытых гонений на церковь, не было репрессий против священнослужителей. Однако государство, исповедовавшее атеистическую идеологию, стремилось всячески ограничить деятельность церкви, при первой же возможности закрывались храмы, не допускалось поступление в монастырь молодых людей, желавших монашеской жизни. В отношении абитуриентов духовных семинарий, а их тогда на весь Советский Союз было всего три (в Москве, точнее, в Загорске, в Ленинграде и в Одессе), была такая уловка. Сразу же после того, как ты подавал документы в семинарию, информация автоматически поступала в область, район, город, село, словом, туда, откуда ты приехал. Государственные органы воспринимали это как ЧП и старались всеми доступными методами воспрепятствовать поступлению молодого человека в семинарию. В частности, военкомат сразу направлял за тобой машину, чтобы забрать тебя на переподготовку, как раз на время вступительной экзаменационной сессии. Причем могли приехать и днем, и ночью. Поэтому все, кто сдавал документы в семинарию, дома не ночевали. Мне повезло: на автостанцию я ушел одной дорогой, а приехали за мной по другой дороге, так что мы разминулись.
Я со своим другом-односельчанином, который также поступал в семинарию, весь летний период гостил в Полтаве, куда к тому времени перевели служить владыку Савву. И там я чуть не утонул. Мы вместе с владыкой Саввой ездили купаться на Ворсклу, причем ранним утром, на заре, насколько помню, ему так рекомендовали врачи. Ночью была сильная гроза, и на месте, где мы постоянно купались, берег и русло подмыло. Мой друг Вася (сейчас протоиерей Василий, служит священником в Раховском районе Закарпатской области) этого не учел. Мы с берега смотрим, что он то появится, то уйдет под воду. Сначала мы подумали: он просто балуется, но потом поняли, что тонет. Я прыгнул в воду, но когда нырнул за ним, он внезапно оказался у меня на плечах и мертвой хваткой ногами зажал мне голову и шею. Не могу сказать, как долго я находился под водой, но хлебнул изрядно, и только водитель, увидевший, что Вася над водой дышит, а меня не видно, понял, что случилось. Он схватил Васю за волосы и стащил с меня. У меня даже не было сил плыть. Возможно от испуга, от стресса, но каким-то образом под водой я сообразил, с какой стороны ближе берег, и стал по дну в этом направлении карабкаться. Меня быстро нашли, вытащили и откачали. Наверное, около месяца во рту был неприятный привкус воды. Так что мое поступление в духовную семинарию связано с разными событиями. Хотя как верующий человек я должен сказать, что во всех событиях своей жизни я чувствую заботу и Промысел Божий. В этом духовная сила верующего человека.
Юрий Опока, Фокус