Разделы
Материалы

Главный муфтий Украины Ахмед Тамим: Украина должна остаться целостной

Находясь в плену стереотипов, многие ставят знак равенства между исламом и экстремизмом. И хотя в Украине есть радикальные организации мусульман, они не имеют ничего общего с подлинным учением Корана, говорит Фокусу главный муфтий Украины шейх Ахмед Тамим

Первую мечеть в Киеве должны были построить сто лет назад. В конце XIX века мусульмане даже заложили камень под ее фундамент. Но мировые войны, революция и коммунистический строй отложили строительство почти на столетие. И только в независимой Украине появился наконец центр мусульманской общины Киева — с мечетью, минаретом и школой.

Ваш взгляд на события последних нескольких месяцев в Украине. Каким вы видите выход из кризиса?

Мы видим то же, что и другие. Разногласия, порождающие крупный конфликт. Политики должны искать общий язык. Как и другие религиозные конфессии Украины, мы считаем, что единственный вариант решения проблемы — диалог между властью и оппозицией. Украина — полиэтническая и мультикультурная страна, но при этом она должна оставаться единой и целостной.

Пытались ли политики втянуть Духовное управление мусульман Украины в конфликт?

Мы заявили о недопустимости политизации религии. Сказали об этом и во время встречи с оппозицией. Говорили и о целостности страны. Мы напомнили, что за нами — будущее поколение и нужно думать о том, что мы им оставим.

Мусульманское лобби

Меджлис крымскотатарского народа и большинство крымских татар стали на сторону Майдана. Это спровоцировало противоречия среди мусульман Украины?

Крымскотатарский Меджлис — это политическое движение. Мусульмане Крыма могут соглашаться или не соглашаться с происходящим в Украине. У каждого свое мнение. Мы видим подобное и у представителей других конфессий. Одни прихожане поддерживают власть, другие — оппозицию. Но мы же не говорим, что это происходит от имени конфессии в целом.

С точки зрения ислама, люди могут протестовать против светской, государственной власти?

Мы, мусульмане, понимаем среду, в которой живем, и понимаем, что есть свой порядок, законы, Конституция. И граждане могут действовать в этих рамках.

Как чувствуют себя мусульмане в христианской стране? Возникают ли из-за религии трудности с властями?

Дело не только в поведении политиков, они лишь часть общества и отображают настроение своих избирателей. Мы понимаем, что мусульмане здесь составляют меньшинство. И поэтому выделение участка для постройки мечети — это всегда проблема. Мы стараемся терпеливо искать выход, если проблема возникает. Иногда приходится не называть мечеть мечетью.

У каждой христианской конфессии в украинской политике есть свое "лобби". Так, среди политиков много прихожан УПЦ (МП). Много ли там мусульман? Вспоминается только Мустафа Джемилев.

Не интересовались, но знаем, что мусульмане есть. Мы стараемся относиться ко всем политикам одинаково. Что касается лидеров крымских татар, то в парламенте они выступают исключительно от имени своих избирателей, а не от имени мусульман.

Говорят, что самый богатый украинец Ринат Ахметов принадлежит к мусульманской общине и помогает ей. Это правда?

Этот вопрос нужно задать ему.

Душевные манипуляции

Какие стереотипы о мусульманах распространены среди украинцев?

После распада Советского Союза украинское общество мало что знало об исламе. Многие были убеждены, что ислам — это угроза и экстремизм. Мы стараемся объяснять: ислам как религия отличается от сект, которые на практике демонстрируют свою деструктивную идеологию. Например, часто возникает вопрос об угнетении женщин в исламе. Это неверно. Сейчас, кстати, именно женщины активно интересуются этой религией. Другая несправедливость — если в Европе или России теракт совершил европеец, его признают сумасшедшим, но не говорят, к какой конфессии принадлежит преступник. А вот термин "исламский экстремизм" или "терроризм" употребляется часто.

Зачем радикальные организации политизируют ислам?

Религия всегда трогает душу человека. Под лозунгами разных религий манипулируют сознанием ради борьбы за власть. Необязательно в Украине. Их интересует любая власть, хоть в Китае.

Вы контактируете с радикальной организацией "Хизб ут-Тахрир", широко представленной в Крыму?

Нет, такие течения опасны. Они неправильно понимают и трактуют религию, от этого страдают люди. Мы религию объясняем — они ее используют. Эти секты ссылаются на выхваченные из контекста фрагменты Корана, дают свои искаженные разъяснения, чтобы привлечь людей. Я не слежу за количеством членов экстремистских объединений, но за пределами Украины такие организации разрастаются. Нужно понимать, что экстремистские организации могут не только использовать лозунги ислама, но и действовать под лозунгами других религий.

Юрий Опока, Фокус